Еврокомиссия предъявила «Газпрому» список претензий
Еврокомиссия официально обвинила "Газпром" в нарушениях антимонопольного законодательства. Чиновники грозят российскому концерну штрафом в несколько миллиардов евро. При этом эксперты убеждены - представители Старого Света, втягивающие "Газпром" в тяжбу, нанесут удар, прежде всего, по экономике стран ЕС.
Эта история, тянется еще с 2012 года. Три года назад Еврокомиссия затеяла антимонопольное расследование против "Газпрома", обвиняя его в монополизации рынка Евросоюза. Ну не нравится брюссельским чиновникам, стремящимся контролировать в Европе все и вся, что российская газовая компания остается одной из самых влиятельных на континенте! И вот в "Газпром" поступило официальное уведомление о претензиях.
"Мы обнаружили, что "Газпром" мог создавать искусственные препятствия для свободного газового потока через определенные центрально-европейские страны, что создавало препоны для свободной конкуренции, - заявила еврокомиссар по вопросам конкуренции Магрете Вестагер. - Поведение "Газпрома" в странах Восточной и Центральной Европы, где эта компания практически полностью контролировала газовый рынок, - это злоупотребление своей доминирующей позицией".
Брюссель очень раздражает, что все контракты "Газпрома" заключены с конкретными компаниями в конкретных странах. Суть этих контрактов и даже цена на газ — коммерческая тайна. И по всем международным законам, Еврокомиссия не имеет шансов их оспорить в арбитражном суде. Вот и приходится придумывать другие пути в попытке диктовать свои условия.
На официальном сайте "Газпрома" претензии назвали необоснованными: "ОАО "Газпром" строго придерживается соблюдения всех норм международного права и законодательства в странах, где Группа "Газпром" осуществляет свою деятельность. Работа Группы "Газпром" на рынке ЕС, в том числе применяемые принципы ценообразования на газ, соответствует стандартам, которые используют другие производители и экспортеры газа".
Нужно напомнить, что в 2009 году в Европе был принят так называемый "третий энергопакет", по которому компания не может одновременно быть добытчиком энергоресурсов и владеть инфраструктурой их доставки. Именно на этом пытаются подловить "Газпром" еврочиновники. Но закон не имеет обратной силы. Эти правила были придуманы уже после того, как концерн заключил контракты со странами. И об этом сегодня ненавязчиво напомнил глава российской дипломатии. Уж он-то международные законы знает хорошо.
"Правила пишут не для того, чтобы их никогда не менять. Правила пишут, чтобы фиксировать достигнутый уровень развития какой-то отрасли. Я убежден, что третий энергопакет вполне годиться для того, чтобы развивать новые проекты, но он не может ретроспективно затрагивать то, что создавалось в отсутствии этих новых правил", - заявил Сергей Лавров.
То, чем занимаются еврочиновники, по мнению многих, очень похоже на проявление элементарной недобросовестной конкуренции. Доходило до того, что в офисах "Газпрома" в нескольких странах четыре года назад проводились массированные обыски с выемкой документов. Но цель-то ясна: любыми путями дискредитировать поставщика и заставить его отказаться от индивидуальных контрактов с потребителями, а потом на уровне Брюсселя фактически уровнять цену на топливо для всех стран ЕС.
Вот что об этом думает глава "Газпрома": "Если кто-то предлагает эти цены сделать равными, давайте посмотрим, можно ли это сделать и нужно ли это сделать. Если предположить, что цена будет одинаковая, тогда одинаковая цена — это не самая низкая цена, по которой мы поставляем газ, а, наверное, она будет самая высокая".
Эксперты считают, что брюссельские чиновники пилят ветку, на которой сидят. Потому что, уравняв страны, инвестирующие в российскую газовую отрасль, с теми, кто этого не делают, они ударят, например, по Германии – локомотиву европейской экономики.
"Конечно, Германия покупает газ дешевле, чем, например, Болгария, но немецкие компании вкладывают деньги в проекты, которые реализуются "Газпромом" на территории России. И для делового партнера условия, безусловно, иные, чем для страны, которая в общем никакого участия в российском развитии не принимает", - говорит эксперт нефтегазового рынка Рустам Танкаев.
По словам Миллера, "Газпром" всегда был надежным поставщиком газа в Европу. Именно в этом контексте нужно рассматривать строительство "Турецкого потока" с созданием газового хаба на границе с Грецией. После того как Украина дискредитировала себя как транзитера газа в Европу.
Между тем Еврокомиссия хочет создать ситуацию, при которой потребители газа будут в привилегированном положении, а все риски связанные с добычей, транзитом и ценовой чехардой будут нести производители, не имея при этом почти ни каких гарантий. Это противоречит элементарной рыночной логике, как и европейские претензии к контрактам, запрещающим перепродажу газа другим странам.
"Если долго работаем с "Газпромом", значит получите скидку. Покупаете больше газа - также получите. Ко мне пришли, купили газ со скидкой. Наверное, не очень будет хорошо, когда вы у меня купили этот газ со скидкой, тут же перепродавать его другому по той же фактически цене, в то время как у этого покупателя права на скидку нет", - говорит руководитель Центра мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин.
Если тяжба закончится не в пользу "Газпрома", концерн ждет штраф - в 10 процентов от годового оборота концерна, причем за каждый год, по которому идет расследование. Он штраф может превысить три с половиной миллиарда долларов. Здесь нужно добавить, что в этой ситуации Еврокомиссия готова отрицать даже фундаментальный принцип газового ценообразования – привязка цен на газ, к нефтяным ценам. Этот принцип свято чтут все поставщики газа с 1970 года. Но почему-то именно это ставится в вину именно "Газпрому". Иначе говоря, результаты тяжбы отнюдь не предрешены.
"У "Газпрома" есть 12 недель на то, чтобы объяснить. Есть очевидные механизмы согласования позиций, снятия тех или иных возражения посредством изменения практики или, наоборот, как сегодня "Газпром" сказал, что будет обращаться в арбитраж. Все это вполне допускается", - отметил президент фонда "Институт энергетики и финансов Владимир Фейгин.
В арбитраж "Газпром" имеет право подать в течение 5 лет после окончательного решения комиссии. Европейский суд, как высшая судебная инстанция, может отменить решение Брюсселя. Впрочем, по мнению экспертов, чаще всего такие конфликты заканчиваются компромиссом еще до решения комиссии.