Участники правительственной комиссии на Северном полюсе изучают перспективы освоения Арктики
Бурю возмущения вызвал в Осло визит российских официальных лиц на Шпицберген - архипелаг в Северном Ледовитом океане, находящийся под юрисдикцией Норвегии, но имеющий особый международный статус. От российского посла собираются потребовать объяснений в связи с тем, что там побывал вице-премьер Дмитрий Рогозин, входящий в санкционный список ЕС, который поддержала Норвегия.
И это притом, что Шпицберген открыт для безвизового сообщения, и в аэропорту нет даже паспортного контроля. На Смоленской площади такая реакция норвежских коллег вызвала недоумение - в российском дипломатическом ведомстве её назвали необъяснимой и абсурдной с точки зрения международного права.
Вся эта шумиха не помешала планам нашей делегации: конечной точкой маршрута была дрейфующая станция "Северный полюс-2015", торжественно открытая в Арктике.
Белый снег, синий лёд. Одеялом лоскутным — десяток разноцветных палаток. Полярная станция СП-2015. СП – значит, "Северный полюс". До него километров тридцать. Точнее никто не скажет. Станция — дрейфующая. По сути, журналисты и участники экспедиции плывут на льдине десять на пятнадцать километров.
"Станция стоит на однолетнем льду. Мощность льда в окрестностях станции - примерно метр восемьдесят", - поясняет один из полярников.
Этого достаточно, чтобы сел самолёт с грузом и делегацией Арктической комиссии. Никогда ещё Арктика не видела столько министров сразу - экономического развития, природных ресурсов, во главе комиссии - вице-премьер Дмитрий Рогозин. С этого момента станцию считать открытой.
"Россия начинает чувствовать себя в пространстве и заявлять о своих границах, о своих интересах. В прошлом году произошло историческое событие — восстановление территориальной целостности России, воссоединение с Севастополем и с Крымом. В этом году, начало этого года — новый взгляд, новый мощный акцент на развитие Арктики. Это вещи одного порядка", - заявил вице-премьер.
Когда Дмитрий Рогозин уже вернулся в Москву, Министерство иностранных дел Норвегии выразило недовольство его визитом на Шпицберген, поскольку вице-премьер находится в "чёрном списке" российских политиков, которым запрещён въезд в Евросоюз. Норвегия в ЕС не входит, но к санкциям присоединилась.
"После драки кулаками не машут", - написал Рогозин в своем твиттере. Норвежских законов он не нарушал. По договору ещё от 1920 года россиянам не нужна виза, если они летят на Шпицберген напрямую из России.
Наука на льду, сезон 2015. Учёные изучают воду, лёд, погоду. Министры — как всё устроено на станции. Отметили — слишком много импортного, от приборов до самолёта на котором прилетели - украинский Ан-72. Вице-премьер Рогозин пообещал: российские заводы сами сделают всё для полярников - не хуже и в ближайшие пару лет по программе освоения Арктики.
"Хоть и говорят, что она безмолвная, и никого здесь нет, но в сегодняшнем мире, если ты не проявляешь активность, обязательно кто-нибудь придёт и застолбит", - отмечает министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.
Самая макушка Земли, Северный полюс. За то, чтобы в несколько шагов пересечь все меридианы и замезшими руками сделать здесь селфи, люди готовы платить большие деньги. Поэтому туризм станет одним из направлений, по которому Россия будет развивать свою Арктическую программу. И, конечно же — полезные ископаемые, нефть и газ. Плюс, как говорится, вся таблица Менделеева. Драгоценные металлы — золото и платина, редкоземельные металлы — никель.
Месторождения — россыпью. На карте хорошо видно, сколько их здесь. Арктическая зона сейчас даёт 15% ВВП страны и четверть всего российского экспорта. Не добытое сложно подсчитать даже примерно.
"Это в основном минеральные ресурсы, они очень подвержены конъюнктуре. Сейчас она не самая хорошая. Но мы должны вкладываться в будущее. Это долгосрочные инвестиции. Это годы. Но прибыль, действительно, большая", - уверен министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.
Россия планирует возродить и судоходство по Северному морскому пути, кратчайшему маршруту из Европы в Азию. Это позволит бизнесу экономить на перевозках. Пробивать путь будут атомные ледоколы. К 2020 году достроят три новых. Арктика — просто космос, и по затратам — на освоение нужны триллионы рублей - и в целом похоже. Пусто, холодно, немноголюдно.
В палатке камера запотевает — разница температур. На улице — минус, а здесь плюс пятнадцать. Личные вещи, четыре кровати. Живут по норвежскому времени, час разницы с Москвой. Но скоро спать, и работать будут по сменам. Всё равно — полярный день, светло круглые сутки.
"Это далеко от цивилизации, автономка, именно поэтому и решился ехать, побывать в новых условиях. Это же уникальное место нашей планеты", - говорит инженер лаборатории физики льда Евгений Шиманчук.
До сегодняшнего дня полярники высаживались здесь единственный раз - в 1937 году. Легендарная экспедиция Папанина "Северный полюс-1". Всё было впервые и вновь. Спецснаряжение, спецприборы, спецобеды — пять тонн продуктов на четверых. Одинокая палатка и героическое спасение. 274 дня.
В этот раз экспедиция будет работать в районе Северного полюса три месяца, пока лёд не начнёт таять. Но продуктов и материалов всё же привезли на полгода.