Экстремальные погодные явления — головная боль коммунальщиков и повод заработать для бизнесменов
Всю неделю по России неслись настоящие ураганы. Они переворачивали автобусы, сносили со стоянок легкие самолеты, срывали крыши и ломали деревья и в средней полосе, и на юге, и за Уралом.
Казалось, демо-версия весны закончилась, и зима вернулась в таком ветреном обличии. МЧС и коммунальщики пытались справиться с последствиями, подсчитывали убытки, а остальные ждали, когда все эти ледяные штормы закончатся.
Но если на плохой погоде все теряют, есть ли те, кто зарабатывает? Ведь это закон сохранения энергии. И оказалось, что и в случае буйства природы он тоже работает.
Ветер в центральной части России вроде как утих. А поломанные деревья, порванные провода и тысячи семей без электричества остались свидетелями урагана. В Москве в этот раз очевидцы рассказывали, что в воздух уносило кошек, а в остальном новости о стихийных бедствиях так похожи сами на себя, где бы не происходили! Если не кошка, то кто-нибудь другой станет героем ютюба.
Ненастье случается внезапно. Власти говорят, что такого раньше не было, синоптики обычно вздыхают, что они не волшебники, фермеры рвут на себе волосы и пытаются спасти урожай. И только бизнес от урагана к наводнению придумывает новые способы заработать на плохой погоде.
Уличные автоматы с зонтами появились недавно в крупных городах Европы. Этот проект точно разорился бы, если б синоптики работали без ошибок.
"Конечно, некоторые вещи мы можем проглядеть. Что-то не так взвесили, это приводит к ошибкам в прогнозах. Ничего не поделаешь, так случается. Я сравниваю метеоролога с врачом", - спокойно говорит метеоролог Фридеманн Шенк.
Заранее иметь точный прогноз погоды — это все равно, что знать наперед курсы валют. Глобальные корпорации вкладывают миллиарды, лишь бы разгадать замыслы природы. Спутники уже научились определять плотность атмосферы, влажность, состояние озонового слоя. Чем больше данных о погоде, тем точнее прогноз. Рассчитывать только на традиционную метеостанцию в городе нельзя.
Как напичкать город миллионами датчиков, заставить эти устройства перемещаться в пространстве, да еще и передавать информацию об актуальных метеоданных по интернету? Можно потратить миллиарды на этот проект. А можно предложить людям бесплатно скачать приложение "барометр", и каждый владелец смартфона сам не заметит, как добровольно будет работать живой метеостанцией.
Живая погодная карта — это пока лишь тестовый проект. Сбор данных - еще не прогноз, но за такую информацию готовы хорошо платить те, кто делает частные прогнозы, и кто их получает.
"Оператор постоянно находится в курсе, какое будет состояние почвы и растений. В динамике. Таким образом, он может выработать дальнейший план действий: включить ему опрыскиватель или выключить, как отрегулировать напор", - поясняет менеджер компании-разработчика сельхозтехники Джанэйт Тэппер.
Богатые американские фермы первыми стали покупать частные прогнозы погоды, которые включают страховку за потерю урожая от внезапной стихии. Позже для крестьян появилась специальная техника с умными метеодатчиками, которые сами рассчитывают погодный сценарий.
"Видим, что движется грозовой фронт. На основании этой информации агроном может принять решение, что, например, перевести технику, либо прервать работу в этом хозяйстве, где идет грозовой фронт, либо перекинуть туда технику из другого хозяйства, чтобы скорее закончить работы", - объясняет менеджер по маркетингу оборудования для возделывания культур и систем точного земледелия Андрей Тощевиков.
Прогноз погоды помогает не только избежать убытков, но и заработать. Глава венчурного фонда Евгений Гордеев охотно инвестирует в погодные проекты. Ведь свои первые крупные деньги в 17 лет он сам заработал на московской жаре.
"В конце 90-х мы с другом воспользовались погодными условиями, была жара в Москве, просто нереальная жара, соответственно, все мучились от духоты и так далее, и мы очень быстро закупили надувные бассейны для дачи", - вспоминает он.
Погода влияет на поведение человека сильнее, чем иная реклама. Маркетинговые компании изучают как связана погода с тем, что люди покупают.
"Когда дождь идет, когда снег идет, когда пробки, и так далее, конечно же, возрастает количество заказов на доставку еды и каких-то товаров. Второй отличный пример, который можно привести - это как погода влияет на фармацевтическое потребление", - поясняет Евгений Гордеев.
Эти примеры не с потолка. Программа анализирует статусы в социальных сетях и пишет алгоритмы - как меняется поведение людей, и чего они хотят, например, в дождь. Если заранее знать прогноз, можно в нужный момент запустить рекламу.
"У погоды, на самом деле, достаточно мощный рынок в принципе, потому что это одна из самых частых по потреблению информаций", - говорит Евгений Гордеев.
Наводнения, штормы, ураганы — это такие медийные герои, с которыми сложно тягаться даже политикам и поп-звездам. Может поэтому, на Западе их давно уже зовут по именам: Катрина, Хуан, Сэнди, а на этой неделе в Европе бушует Никлас.
"Небесная канцелярия" в прямом смысле слова. В старинной башне находится Институт метеорологии Университета Берлина. И тут присваивают имена погодным явлениям. Оказывается, даже на этом можно заработать. В Институт метеорологии можно подать заявку. Циклон - почти 200 евро, антициклон — 300. А дороже потому, что длится дольше, в новостях дольше держится. Сначала форма с реквизитами, потом нужно придумать имя урагана, например, "Катюша".
Продажей ураганов сотрудники института зарабатывают на свои исследования. Но разве дорого 200 евро за упоминание в эфире крупнейших телеканалов мира? Дело в том, что метеорологи не знают, будет ли следующий циклон "Катюша", столь разрушительным, как, например, американская тезка Катрина. Пройдет ли обычным дождем или принесет романтичные туманы. Пока точных прогнозов не научились делать — деньги из воздуха так просто не заработаешь.
Прогноз погоды для всех регионов России – на сайте Гидрометцентра РФ.