Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
26 марта 2015, 12:09

Украинские контрактники, дезертировавшие из армии, рассказали о службе

Тем, кто не хочет воевать против своих же граждан, приходится делать выбор. Остаться в украинской армии или бежать. На днях в Белгородскую область перебрались двое контрактников 92-й механизированной бригады, которую вот-вот должны были перебросить под Луганск.

Они согласились на съёмки при условии, что мы не будем показывать их лиц и называть настоящих имён и фамилий. Андрей и Михаил служили по контракту в украинской армии, в военной части под Харьковом. Сами они родом из небольших городов Луганской области, которые сейчас контролирует ополчение.

"У меня там семья, у меня мать, сестра, в общем, куда мне против них идти воевать? Друзья все там тоже", - говорит Михаил.

Как раз на границу с ЛНР их подразделение планировали отправить со дня на день, чтобы участвовать в так называемой антитеррористической операции. Вариантов, говорят, не было, поэтому решили просто бежать.

"Время как раз пришло контракт заканчивать в июле. Война уже началась, уже никуда не отпускают до распоряжения президента. Оставили в подвешенном состоянии - уволить никак не могут", - говорит Андрей.

Очень сильно на Андрея и Михаила повлияли рассказы непосредственных участников боевых действий. По их словам, весь ужас войны часто дополняют безумные приказы командования. Солдат порой используют просто как пушечное мясо. Как было под Дебальцево, где всего за несколько недель по данным ополчения ДНР погибло более трёх с половиной тысяч украинских военных.

"Даже ребенку было понятно, что войска надо было отводить, войска надо было спасать, но в итоге мы увидели кровавое побоище с кучей трупов. Пацаны, вы погибайте, а мы там за вас денежку получим или еще что-то", - говорит Михаил.

Отдельная тема - это снабжение армии. Отсутствие продовольствия и боеприпасов - привычное дело. Что касается лекарств, то помощи украинские солдаты от Минобороны давно не ждут. Выручают только волонтёры. При этом по телевизору всё чаще крутят ролики, о том, что служить - это почётно.

Однако на деле большинство бегут от мобилизации. А тех, кого удаётся поставить под ружьё, - не всегда в состоянии выполнять приказы.

"Это был вообще беспредел, в основном пьянки были, все синие ходили, их ничего не заставишь сделать. Сейчас как-то более-менее с этим борются", - рассказывает Михаил.

Элитой же вооружённых сил Украины считаются батальоны, так называемой, национальной гвардии, которые состоят из членов запрещенных в России ультраправых радикальных националистических организаций. Подчиняются приказам только своих командиров. И почти все случаи нарушения перемирия, о которых в последнее время слышно всё чаще, - как правило - на их совести.

"Наши солдаты как-то старались соблюдать режим тишины, как рассказывали, с автомата стрельнут пару раз, те стрельнут пару раз, типа мы здесь и мы здесь. Ну а батальоны, конечно, открывали огонь не только из стрелкового оружия, из крупнокалиберного оружия открывали огонь, им никто не указ, они сами по себе. Мародерство, изнасилования, грабежи - это опять же рук дело этих батальонов непонятных", - говорит Михаил.

Сейчас Михаил и Андрей хотят быстрее вернуться на родину, территорию нынешней ЛНР. Единственный путь для них теперь - только через пограничные пункты, контролируемые ополченцами. Правда, на несколько дней придётся задержаться в России для оформления документов.

Читайте также: