Театр имени Маяковского представляет премьеру — «Плоды просвещения» по пьесе Льва Толстого
На сцене театра Маяковского спустя 30 лет вновь проводят спиритические сеансы. Спектакль "Плоды просвещения" по пьесе Льва Толстого в постановке Петра Фоменко с успехом шел в середине 80-х. Новая версия - не реконструкция, а обращение к классике, которая сегодня актуальна, как никогда.
Театральный гипноз. Завороженные зрители не отрывают глаз от сцены, словно это не спектакль, а спиритический сеанс. Пьесу Льва Толстого "Плоды просвещения", о том, как хитрая служанка, воспользовавшись чрезмерным увлечением хозяев оккультизмом, помогла крестьянам выкупить свою землю, на этой сцене ставил еще Петр Фоменко в 1985 году. Новая постановка - посвящение мастеру.
Актер Михаил Филиппов играет ту же роль, что и у Фоменко, даже некоторые детали костюма сохранились.
"Те самые ботинки, им 30 лет, столько же, сколько и постановке Фоменко. Этот спектакль для меня - в поисках утраченного Фоменко, которого мне очень не хватает в этой жизни", - говорит артист.
Они пытаются уйти от реальности: кому-то не хватает развлечений, кому-то - денег, кому-то - ума. И вот уже легче поверить в обман, чем бороться с жизненными трудностями, говорить с духом умершего, чем с некогда близким человеком.
Старинная мебель и круглый стол для спиритических сеансов. Всё происходит внутри овальных декораций: иногда они напоминают всевидящее око, а иногда - то самое зеркало из ремарок Толстого, в которое то и дело смотрелись герои пьесы. Только теперь в него смотрятся еще и зрители.
За зеркалом сцены — зеркало жизни. Толстой писал про себя и своих домочадцев. Вот неловкий буфетчик репетирует роковой взгляд, лакей, красуясь, вспоминает свои любовные победы, хозяйка дома, проходя мимо, поправляет свою прическу, а служанка Таня усердно начищает зеркало до блеска.
"И в этом отражении всё - как воспринимают в своей жизни себя сами господа и как воспринимают их собственные слуги. Совершенно в другом аспекте", - говорит актриса Светлана Немоляева.
Для пущего эффекта артисты Театра Маяковского даже спускаются в зал, словно внушая всем и каждому - высшая сила существует. И зрители верят если не в духов и потусторонний мир, то уж точно в силу искусства.