Фашистские войска оккупировали Брянск, но благодаря партизанскому движению получили фронт в тылу
Мы продолжаем специальный проект, посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Наш рассказ о городах-героях и городах воинской славы. Брянск и окружающие его леса стали настоящим кошмаром для гитлеровских войск.
Фашистские войска оккупировали Брянщину в октябре 1941 года, оккупировали, но не покорили. В густых, труднопроходимых лесах развернулось партизанское движение. Неслучайно одним из первых распоряжений немецкой комендатуры лес объявлялся запретной зоной, за нарушение приказа — расстрел. Тем не менее, в области действовали около 30 партизанских бригад общей численностью 60 тысяч человек. Их основой были диверсионные или истребительные отряды. Взрывники устраивали диверсии на железных дорогах, спуская под откос вражеские эшелоны.
Партизаны захватывали немецкие комендатуры, организовывали засады. Жили в землянках. Обогревались у костров. В партизаны уходили целыми селами.
"Окруженцы, добровольцы, насильно никто никого не брал, друг за другом шли, ты пошел, пойду. Деревни оставались без мужчин", - вспоминает ветеран Анна Заленская.
Она была санитаркой в партизанском отряде в Клетнянских лесах — на севере области. Несколько раз отряд с боями выходил из окружения.
Партизаны настолько досаждали немцам, что для борьбы с ними перебрасывались дивизии с фронта. Партизанские отряды несли тяжелые потери, но не сдавались. В случае наступления гитлеровцев санитарки должны были эвакуировать раненых.
К 1942 году на территории области образовалось два партизанских края: Дятьковский и Южный Брянский — так называли территории, полностью освобожденные от врага. В этих районах была восстановлена советская власть. За годы войны брянскими партизанами взорвано 993 эшелона противника, уничтожено 120 самолетов, 286 танков. Партизаны передавали советским войскам информацию о противоздушной обороне противника, движении эшелонов, схемы вражеских укреплений.
Партизанка-разведчица Герой Советского Союза Валентина Сафронова несколько раз переходила линию фронта. Благодаря ее разведданным было уничтожено 58 самолетов, несколько зенитных батарей, складов с оружием и боеприпасами. В оккупированный Брянск Сафронова доставляла взрывчатку для диверсий, распространяла среди жителей сводки Совинформбюро.
"Когда в драмтеатре было объявлено, что взята Москва, Сафронова заранее договорившись с техником по свету, чтобы был погашен свет, внезапно крикнула: "Врешь! Москва не взята!" и бросила пачку листовок в толпу", - рассказывает старший научный сотрудник Брянского государственного краеведческого музея Ольга Егоркина.
В декабре 1941 года при выполнении боевого задания Валентина Сафронова была тяжело ранена и попала в плен. Только после войны стало известно, что она была замучена в застенках гестапо.
17 сентября 1943 года советская армия вошла в Брянск. Город лежал в руинах, вспоминает ветеран Иван Михайлович Ивкин.
За время оккупации немцы расстреляли более 14 тысяч горожан. Уже после освобождения города, в одном из боев Иван Ивкин был ранен. В госпитале и узнал, что домой была отправлена похоронка. Вскоре с фронта его направили на переподготовку в тыл. Эшелон шел через родной Брянск.
"Я своему товарищу говорю: "Я пойду скажу родным, что я живой, что я еду учиться, чтобы они не беспокоились. Прихожу домой — закрыто, стучу — мать открывает и сразу падает - она верующая и упала сразу. Я: "Мам, я на пять минут пришел сказать, что я жив-здоров, еду на танкиста учиться". Кусок хлеба мне сунули, и я сразу назад, прихожу — поезда нет. Я на следующий и поехал, на остановках смотрю, где наши. А если бы не догнал, то все – штрафбат", - рассказывает ветеран Иван Ивкин.
На стене памяти мемориала Партизанская поляна под Брянском — 8 тысяч 308 фамилий погибших партизан и подпольщиков. 12 стали Героями Советского Союза, двоим — уже в наше время присвоено звания Героев России. Песня "Шумел сурово Брянский лес" - сейчас официальный гимн области.