В столице «Моду и стиль в фотографии» задают две новые выставки
Мода и стиль в фотографии - сразу два грандиозных проекта, объединенных этой темой - подготовил Столичный Мультимедиа Арт Музей. Тайны профессии балерины - в фотосессии легендарной Светланы Захаровой: удивительная пластика на контрасте снимков без пуантов. И лиричный образ Парижа - в объективе классика фотографии XX века - Робера Дуано.
Танец - в стоп-кадрах. Больше, чем спектакль. Эмоции, чувства - так близко, как никогда не бывает на сцене. Образ подчеркивает чистота пропорций и линий. Работа не просто балерины - драматической актрисы. Такой Светлану Захарову еще не видели. Она сама решила, что хочет сделать фотопроект. И сама выбрала мастера - Владимира Фридкеса. А он придумал - в прямом смысле - загнать ее в угол, сузив студийное пространство - до минимума. Чтобы ничего лишнего не было в снимках.
"Сам по себе момент зажатия человека в неудобное пространство - там возникает некое противодействие среды и тела, и как бы появляется уже не только балерина, но и человек. И это интересно, этот конфликт, как она с ним справляется", - говорит фотограф Владимир Фридкес.
Прима Большого и приглашенная звезда лучших театров мира - в ее репертуаре вся балетная классика. А тут пришлось не просто танцевать - самой ставить фотоспектакль. Продумывать детали, расставляя акценты: на платье - парящем в воздухе, на прыжке - непременно невесомом. Парад возможностей человеческого тела - кажется, безграничных. Ради одного удачного кадра - порой часы студийной работы. Все как в жизни, как на обычной репетиции. И после она не постеснялась сделать и этот снимок - без пуантов - чтобы ясно было без слов, чего стоит красота движений.
"Мы видим, как из этого труда появляется что-то, что нас захватывает, что остается с нами", - говорит Ольга Свиблова.
"Я ее видел в последнем "Лебедином озере", совершенно трогательное существо, а здесь такая мощь, такой темперамент, великолепное черное платье, пластика сумасшедшая просто", - отмечает Вячеслав Зайцев.
Почти три десятка студийных работ и еще несколько - сделанных во время репетиций и антрактов - когда Захарова не знала, что ее снимают. Проект участвует в 9-й Московской международной фотобиеннале, в рамках которой Мультимедиа Арт Музей приготовил посетителям еще один сюприз. Этажом ниже.
Не просто выставка - прогулка по парижским улицам середины прошлого века. В свете - только кадры, чтобы на месте обычного горожанина почувствовал себя зритель. Будто это он сам увидел где-то по дороге играющих со щенками мальчишек. Снимки, в центре которых настроение. И повседневные пейзажи становились необычными, когда в объектив вдруг попадали личные чувства. Остается только гадать, сколько пленки фотографу Роберу Дуано пришлось потратить, чтобы дождаться такого поцелуя.
Мастер жанровых сцен - без ретуши и дублей. Впрочем, прославил его совсем другой поцелуй - на площади Отель-де-Виль. И хотя много лет после ему пришлось признаться - снимок все-таки - постановочный, это было уже неважно. Поцелуй разлетелся по миру миллионными тиражами - в открытках и постерах.
Робера Дуано называли поэтом улиц. Его Париж - город романтики и свободы - ей дышат герои в просторе его снимков. Про каждый можно придумать целую историю, где обязательно найдется место иронии. Например, Пабло Пикассо - явно шутил минуту назад, а в кадре - сама серьезность.
"Очень домашняя фотография и, конечно же, с диким юмором. Потому что, очевидно играли и Дуано и Пикассо. Надо было отвлечь Пикассо от шалости и вытянуть из него серьзное, внутреннее какое-то состояние", - отмечает Ольга Свиблова.
Снимки еще при жизни мастера были признаны классикой мировой фотографии и вошли в собрания крупнейших галерей мира. Выставку в Мультимедиа Арт Музее помогала делать дочь фотографа. Более ста авторских отпечатков, многие из которых широкой публике - неизвестны - теперь на несколько месяцев в Москве.