В Подмосковье мужчина, защищаясь, убил грабителей, напавших на его семью
В Подмосковье ищут преступников, которые в Нахабине совершили разбойное нападение на семью предпринимателя. От рук злоумышленников серьёзно пострадали его дочь и зять, который всё-таки смог дать отпор грабителям. В результате двое из них были убиты.
Теперь следствию предстоит не только установить детали нападения, но и проверить правомочность применения самообороны. Марина Светлая побывала на месте происшествия и узнала подробности.
Все произошло здесь. Дом того самого предпринимателя, глухой забор и ни одного фонаря на улице. Вечером, когда уже стемнело, хозяева возвращались домой. Шестеро неизвестных в масках набросились на супругов, когда они подходили к воротам. Угрожая ножом, мужчину и женщину завели внутрь. Их связали и стали требовать деньги и украшения.
"Когда они поставили нож к ребру, лучше деньги отдать, все что есть. Причем, они были какие-то мелкие грабители, потому что они и по карманам лазили", - говорит хозяин дома Константин Мусийченко.
На фотографиях видно, что грабители распотрошили сейф и раскидали документы. Собрав 1,5 миллиона рублей, двое из шести налетчиков решили проверить, а вдруг дома есть еще кто. В гостевом домике спали дочь с мужем и пятилетним ребенком.
"Нашли троих, почему-то стали избивать женщину. Волос дыбом встает. Мужик, сопротивляясь, естественно, защищая жену и ребенка, и я бы это сделал, взял за что-то нанес какие-то ранения", - рассказывает сосед.
По предварительной версии следствия, несмотря на то, что молодой человек был сильно ранен, он смог выхватить нож и уже сам накинулся на злоумышленников. От полученных ударов оба нападавших скончались на месте. Остальные грабители, услышав шум, сбежали. Личность одного из убитых налетчиков уже удалось установить — при нем был паспорт. Это 29-летний Дмитрий Апостол, гражданин Молдавии. А пострадавший молодой отец с ножевыми ранениями доставлен в больницу. Он уже немного пришел в себя, от вопросов закрывается газетой, говорит - устал.
"Следственным комитетом возбуждено уголовное дело. С места изъяты ножи, маски, смывы крови. Кроме того, принимается исчерпывающий комплекс мер по установлению местонахождения остальных нападавших, а также в ходе расследования уголовного дела будет дана правовая оценка действиям мужчины, то есть, будет установлено, действовал ли он в рамках допустимой самообороны", -заявила официальный представитель Следственного комитета Ольга Врадий.
"В случае внезапного нападения, когда защищающийся не успевает оценить степень и характер угрозы, он имеет полное право считать, что угроза жизни есть, и действовать максимально жестко", - говорит один из правозащитников.
Но на практике часто выходит совсем по-другому. Так было и с историей семьи Савченковых из Рязанской области. Отбиваясь от незваных вооруженных гостей, они ранили одного из нападавших из "травматики", а в результате отец и сын получили по 10 лет колонии за превышение самообороны.
"Предполагается, что оборона должна быть адекватна и соответственна нападению. Хулиган и пытается просто, ну, не знаю, оторвать пуговицу, а человек достает нож и в противодействие бьет хулигана, убивает его. В таком случае однозначно будет превышение пределов необходимой обороны", - говорит адвокат Максим Домбровицкий.
Но можно ли сравнивать хулигана на улице и человека с оружием, который пришел к тебе в дом?
В истории бизнесмена Гегама Саркисяна из Тульской области все закончилось хорошо. Мужчину оправдали, хотя в нашей действительности это, скорее, исключение, чем правило. Его обвиняли в том, что он намеренно зарезал трех человек. Грабители залезли к нему в дом и угрожали убить его многодетную семью.
"Детей били. Жену. Дочку, сноху. На меня переходили. Пистолет был и нож. Он пистолет мне в рот засунул", - рассказывает он.
Но чаще всего такой хороший конец для тех, кто защищался, бывает только в громких историях. По словам юристов, проще посадить, чем закрывать уже открытое дело, его заводят сразу по факту, а отписываться потом придется месяц. При этом психологи утверждают, что защищая свой дом и семью, человек становится более агрессивным, чем в обычной жизни - он охраняет свою территорию.
Но полицейские боятся, что если в законе будет разрешение стрелять на поражение, как только злоумышленники ступили к тебе на порог, как например, это происходит в Штатах, то это фактически выдать лицензию на убийство. И может появиться слишком много примеров, когда под такую необходимую самооборону будут маскировать умышленные преступления.