Борис Эйфман представил новый психологический балет по мотивам романа «Ночь Нежна»
Жизнь в ритме джаза. Своим новым балетом по мотивам романа "Ночь нежна" Борис Эйфман, кажется, доказал: невозможное возможно, даже материализовать внутренний мир человека через пластику танца. Две реальности на сцене, сотканные из разных жанров заставляют зрителя переживать всю палитру страстей героев "Up&Down".
Вроде, всё как всегда: первый звонок, в зал входят люди. Но зрителей так много, что съемочные группы с трудом находят место для камер. Кажется, весь театральный бомонд Петербурга здесь.
Всего два премьерных спектакля. После этого постановка "Up&Down" уедет на гастроли в Европу. Именно поэтому в зале не протолкнутся! Люди готовы даже стоя смотреть новый балет Бориса Эйфмана.
По хореографии и костюмам сразу угадывается место действия: психиатрическая больница. Языком танца балетмейстер рассказал историю молодого врача Дика Дайвера - героя романа Фицджеральда "Ночь нежна".
"Балет получился какой-то многожанровый: здесь присутствует и детектив, что очень редко для балетной сцены. Есть и очень любимая для Бориса Яковлевича тема какой-то психоделики внутренней, каких-то конфликтов. И вот есть джазовые нотки, как мюзикл", - рассказывает исполнитель партии Дика Дайвера, заслуженный артист России, солист Академического театра балета Бориса Эйфмана Олег Габышев.
На дворе - Америка, ревущие 20-е. Талантливый психиатр окунается в царство роскоши, начинает вести беззаботную жизнь под ритмы джаза. Кривая судьбы выводит героя сначала "Up" - что значит "вверх" - а затем "Down" - что значит "вниз" - к духовному и профессиональному краху.
"Эта линия - "up-down" - очень точно выражает суть нашего спектакля. С другой стороны, она передаёт и балетный алгоритм: артисты балета всё время делают "up-down", "up-down" - очень ёмкое название", - отмечает хореограф Борис Эйфман.
Музыкальная основа постановки - джазовые мелодии Гершвина. Балет и джаз - редкое сочетание. Именно оно заставило труппу взять мастер-класс по бальным танцам! Обратились к профессиональной паре, которая научила балетных танцоров свинговать.
"Они когда затанцевали первый раз, мы смотрели удивленными глазами! Им похлопали и сказали: "Круто! Мы так не сумеем". Но они взяли всё в свои руки и вот сегодня увидите, как мы умеем!" - говорит исполнительница партии Николь Уоррен, солистка Академического театра балета Бориса Эйфмана Любовь Андреева.
Особое внимание - костюмам. Их создавали специально для этой постановки. Атмосферу эпохи передают платья с заниженной талией, стразы и обязательно головной убор.
"Каждый камушек пришит, приклеен вручную. Это колоссальный труд. 300 костюмов - все разной степени сложности, конечно. И каждый прошёл по три примерки", - рассказывает художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили.
Ведь танцорам ничего не должно мешать, а зрителей отвлекать от происходящего, пока они смотрят, слушают и воспринимают произведение Фицджеральда через хореографию Эйфмана.