Весь мир сейчас следит за операцией, которая разворачивается во Франции
На поимку террористов брошены все силы полиции и спецслужб. Информация поступает противоречивая. Якобы один из подозреваемых сдался. Но у него есть алиби, которое сейчас проверяют. Ещё двоих разыскивают недалеко от границы с Бельгией. Уже обнародованы их имена, есть и их фотографии. Причем, предположить, кто именно может стоять за преступлением, правоохранителям помогло удостоверение личности, которое обнаружили в брошенном террористами автомобиле.
Во Франции - трехдневный траур, а совершенную атаку называют крупнейшей в стране за полвека.
Операция началась, когда в Москве была глубокая ночь. Полицейские блокировали сразу три здания в пригороде Реймса, что в 150 километрах от Парижа. Информация о ходе операции всю ночь менялась. В прессе то и дело появлялись сообщения: сначала о блокировке, потом штурме и захвате. Но всякий раз сообщения журналистов опровергала полиция.
В Реймсе, судя по всему, искали улики. Там, по некоторым данным, жили подозреваемые. На из след удалось выйти благодаря удостоверению, который один из террористов случайно оборонил в машине, на которой нападавшие скрылись с места преступления.
Правоохранительные органы объявили в розыск двух братьев: Саида и Шерифа Куаши, 32 и 34 лет соответственно. Известно, что год назад они вернулись из Сирии, где могли принимать участие в боевых действиях против армии Башара Асада. Другой подозреваемый с 2003 по 2005 годы вербовал французов для участия в боевых действиях в Ираке. По некоторым данным, это 18-летний Амид Мурад, он якобы сам пришел в полицейский участок, заявив при этом, что не причастен к теракту. В момент атаки он был в школе, а свое имя чуть позже увидел в социальных сетях. В комиссариате его допрашивали в течение нескольких часов.
Братья Куаши по-прежнему в бегах, ночная операция в Реймсе не принесла результата. Некоторые эксперты и политики в самой Франции говорят, что проблема системная: власти страны порой боятся признать, что радикальный ислам сковал умы многих в Европе.
"Это нападение должно дать свободу слова в вопросе исламского фундаментализма. Мы не должны молчать. И мы должны сказать, что произошло. Мы не должны бояться слова: это - террористический акт, совершенный во имя радикального исламизма. Отрицание и лицемерие неуместны. Абсолютный отказ от исламского фундаментализма должен быть громко провозглашен", - заявила председатель партии "Национальный фронт" Маринн Ле Пен.
По словам прессы, все трое нападавших, предположительно, принадлежат к йеменской ячейке "Аль-Каиды". Примечательно, что именно это организация и взяла на себя ответственность за теракт. Стрелки были хорошо подготовлены. На кадрах атаки видно, как террористы профессионально владеют автоматическим оружием. На ходу, в упор один из преступников добивает полицейского. Ранее вооруженные автоматами террористы вошли в здание, убили охранника, поднялись на третий этаж, где проходило заседание редакционной коллегии. Там они снова открыли огонь. Среди жертв - главный редактор журнала "Шарли Эбдо", его телохранитель, трех ведущих художников-карикатуристов. Всего 10 человек. По одной информации, некоторых из жертв нападавшие знали в лицо, и даже называли их имена, прежде чем выстрелить. По другой, они без разбора убили всех на редакционной летучке.
Далее террористы сели в черный "Ситроен", притом сделали это спокойно. На кадрах видно, что один из нападавших поднимает с дороги принадлежащий ему предмет, предположительно кроссовок, прекрасно понимая, что полиции нельзя оставлять улик. Пытаясь скрыться, по пути они трижды вступали в перестрелку с полицией. Позже автомобиль бросили. Угрожая автоматом, остановили "Рено", на котором уехали выкинув водителя.
Франция погружается в трехдневный траур, отменены увеселительные мероприятия, на всех государственных зданиях приспущены флаги. Президент Олланд выступил со специальным телеобращением к нации.
"Свобода всегда будет сильнее, чем варварство. Франция всегда побеждала своих врагов, когда мы могли сплотиться благодаря своим ценностям. Единство, единство всех и каждого должно быть нашим ответом. Давайте объединимся и ответим на этот вызов, и мы победим", - заявил Олланд.
"Мы - Шарли", - скандируют тысячи французов по все стране: в Марселе и Лионе, в Тулузе, Страсбурге, Бордо и Нанте. "Мы Шарли, и мы едины". Траурные митинги в память о жертвах бойни в редакции журнала "Шарли Эбдо", самого крупного во Франции теракта последних десятилетий, собрали невиданное число людей: свыше 100 тысяч человек. 35 тысяч из них - на площади Республики в Париже. Все, кто смог, кто нашел в себе силы, пришли сюда заявить: мы не боимся.
Эммануэль: "Мы здесь, чтобы защитить нашу свободу, демократию и Францию. Мы живем в стране, где все религии, все культуры, все цвета едины".
Патрик: "Я считаю, что произошла катастрофа. Я скорблю о людях, которые погибли за свои идеи. Это преступление, к сожалению, даже не объяснить".
Против всех форм ненависти, в защиту свободы слова. Среди собравшихся - люди разных профессий, разного социального положения. Журналисты парижских СМИ уже выразили согласие помочь с выходом очередного номеров журнала "Шарли Эбдо". Изданию, потерявшему практически весь руководящий состав, потребует материальная и творческая поддержка. Среди собравшийся звучали призывы оказать помощь и оформить подписку на журнал.
У журналистов нет ружей и автоматов, нет танков и пушек. Единственное их оружие - это слово и ручка. Собравшие на площади Республике в Париже в знак солидарности с людьми нашей профессии держат в руках именно ручки. Ибо это - самое грозное оружие, способное дать достойный отпор экстремизму.
Сегодня президент выступит еще раз на специальной сессии обеих палат Национальной ассамблеи страны. Франция пока не пришла в себя после произошедшей трагедии, для этого потребуется время и главное сейчас - не допустить беспорядков, ведь французское общество многолико, здесь много религиозных общин и пламя вражды может вспыхнуть в любую секунду.