Обзор катастроф и трагедий уходящего года
Силу гнева природы в этом году человеку явно удалось превзойти - стихия как будто смирилась с тем, что ее последствия научились ликвидировать, на защиту пострадавшим спешит весь мир, всем миром собирают и помощь. И эвакуация 200 тысяч человек из-за наводнения в Малайзии именно в тот момент, когда исполнялось 10 лет самому разрушительному цунами, смотрелась как ответ человека стихии - мы умеем извлекать уроки. Но с запозданием.
И стихия в этом году была не так страшна человеку, как сам человек. И в этом году были чудовищные и загадочные авиакатастрофы, люди гибли на земле и в воде просто из-за стечения обстоятельств. Причины трагедий выясняются до сих пор, но понятно - по меткому выражению классика, нет зверя страшнее, чем человек.
Но самой громкой и обсуждаемой стала чудовищная трагедия под Донецком - был сбит пассажирский лайнер "Малайзийских авиалиний". Как, кто - комиссия по расследованию молчит до сих пор. Версий множество. На этой неделе новая.
Поле у деревни Грабово всё в белых метках. Там, среди пшеницы, тела пассажиров малайзийского "Боинга". Спасатели возвращаются с чёрными мешками раз за разом. Жара под сорок. Вдали идут бои. Рейс "Амстердам — Куала-Лумпур" стал крупнейшей авиакатастрофой десятилетия. Погибли 298 человек. И эта была мучительная смерть. Резкая разгерметизация, жуткий холод. Лайнер раскололся в воздухе. Некоторые падали из него ещё живыми. Обломки рухнули на территорию, подконтрольную ополчению. Официальный Киев ткнул пальцем: вот оно и виновато.
Самолёт ещё горел, а официальный Киев, Европа и США уже определились, чем его сбили. Якобы российской ракетой комплекса "Бук". Глава МВД Украины даже разместил в Интернете сенсационную съёмку: некий тягач едет в сторону границы, куда же ещё. Блогеры вывели Авакова на чистую воду. Судя по бортовому номеру, машина принадлежит украинской армии. Судя по телефонам на рекламном щите, кадры сняли в Краснопартизанске. А в этом городе стоят вооруженные силы Украины. Ни одного убедительного доказательства причастности России к трагедии ни одна из мировых разведок предоставить так и не смогла.
Иностранные эксперты добрались до места катастрофы через два дня. Ополченцы гарантировали им безопасность и содействие. Добровольно передали чёрные ящики. В зоне крушения лайнера эксперты работали всё лето, вернулись осенью. Несколько раз украинские войска обстреливали местность, где лежат обломки.
Расследование идёт, версии множатся. Уже установлено: перед падением "БоингЦ подвергся воздействию извне. Возможно, по самолёту отработали и с земли, и с воздуха. Документально подтверждено: в зоне трагедии находились украинские комплексы наведения и целеуказания "Купол" и привязанные к ним "Буки". А ряд свидетелей говорит, что видели в небе второй самолёт. Военный, украинский.
Эта версия нашла ещё одно подтверждение в начале этой недели. В газету "Комсомольская правда" пришёл человек, на момент трагедии имевший отношение к ВВС Украины. Он уверен: лайнер, действительно, мог сбить украинский летчик. И даже называет фамилию — Волошин. В день крушения "Боинга" в воздух поднимали три военных самолёта. Два сбили ополченцы. Третий - вернулся на базу. Причём без ракет класса "воздух — воздух". Самая невероятная версия, и она тоже прозвучала — пассажиры на борту уже были мертвы и это другой "Боинг".
Другой, но тоже малайзийский. Для авиакомпании это был ужасный год. 8-го марта потеряна связь с рейсом "Куала-Лумпур — Пекин". "Боинг-777" просто перестал отвечать на запросы с земли. Кто-то отключил системы связи на борту. Самое загадочное: лайнер отклонился от курса и летел ещё семь часов! Лишь потом исчез с радаров. На борту было 239 человек. Ищут с воздуха, ищут с воды. В акватории Южно-Китайского моря. В операции уже участвовали 26 стран. Обследовали территорию размером с Австралию. Безрезультатно. Лишь Интерпол выяснил: два человека поднялись на борт по краденым паспортам. Оба — граждане Ирана. Оба покинули свою страну по официальным документам. А после пересадки почему-то покупали билеты уже по фальшивкам.
В самом Иране летом упал небольшой пассажирский самолёт. 39 человек погибли, 9 пострадали. Но эта катастрофа прошла практически незамеченной на фоне прерванных полётов малайзийских боингов.
Всего один вечер они провели в палатках у костра. На второй день бардовский фестиваль в Челябинской области разметал сильнейший ураган. Срывал палатки, валил сосны. Бежать некуда. Взрослую женщину убило молнией. Двух детей задавило деревьями.
У природы бывает очень плохая погода. Англию заливало три месяца без перерыва. То шторм, то дожди. Максимальное количество осадков за два с половиной века. В начале года волны смывали дома в прибрежных городках. Закручивали рельсы винтом. К весне вода хлынула вглубь острова. Затопило почти десять тысяч домов. Море разливанное до горизонта. Раньше здесь были поля. Вода подступила вплотную к лондонскому аэропорту "Хитроу". Ущерб — миллиард фунтов стерлингов.
Темно и страшно. Китайский мальчик провёл под завалами почти сутки. А потом спасатели ещё час освобождали его руку. Дрожь земли почувствовал почти миллион человек в юго-западной провинции Китая Юньнань. Несколько камер наблюдения сняли, как это было. Землетрясение магнитудой шесть с половиной баллов сровняло с землёй десятки тысяч многоэтажек и частных домов. Разрушительные толчки продолжались почти сутки. Это землетрясение убило 615 человек, 114 пропали и не были найдены.
А в Турции под землёй погиб 301 шахтёр. Короткое замыкание, пожар, обвал. На тот момент в шахте находилось почти 800 рабочих. Лифты встали. С глубины в две тысячи метров люди выбирались сами. Вниз, спасать их, бросилась новая смена горняков. После этой катастрофы по стране прокатилась волна профсоюзных протестов.
Капитан покидает судно первым. За это его едва не приговорят к смерти. Но суд смягчат приговор: 36 лет тюрьмы. Эти кадры снял пассажир южнокорейского парома "Севоль". Повезло — спасся. Из 500 человек погибли 300. Паром перевозил детей на каникулы. Неопытная помощница капитана сделала слишком резкий поворот, судно накренилось, груз сдвинулся на один борт. Сам капитан до последнего не объявлял эвакуацию.
Осторожно, двери закрываются. На следующую станцию московской подземки поезд не прибыл. Три вагона сошли с рельсов между "Парком Победы" и "Славянским бульваром". Их буквально бросило на стену. Что творилось внутри вагонов, страшно представить. Крупнейшая техногенная катастрофа в Московском метрополитене. Погибли 24 человека. Десятки были ранены. Следствие по этому делу закончилось три недели назад. Всё дело в стрелках и стрелочниках. Механизм закрепили кое-как. Обвиняемые ожидают суда.
Так же, как и виновные в другой катастрофе, под Наро-Фоминском. Грузовой состав сошёл с рельсов и буквально разорвал два вагона встречного пассажирского поезда. Шесть человек погибли. Из-за экономии, выяснили потом следователи. Бригада ремонтировала пути, не перекрыв движение.
Заканчивался год снова авариями в воздухе.Авиакатастрофа во "Внуково" унесла жизнь экипажа частного самолёта и президента французской нефтегазовой компании Total Кристофа де Маржери. Он улетал из Москвы, его борт уже разгонялся. В этот момент на взлётную полосу выехала снегоуборочная машина. Бизнес-джет задел её на предвзлетной скорости.
"Самолет шел на взлет, я его практически не видел и не слышал, потому что техника работает. И даже ни фонарей, ничего не было. Ну не видел я. И получился удар", - сказал водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко.
Следствие выясняет, почему технику выпустили на полосу во время взлёта бизнес-джета, почему диспетчер дал разрешение на этот взлёт.
Неизвестны пока и причины аварии первого в частного пилотируемого космического корабля "Space Ship Two". Челнок рухнул, как только отделился от базового самолёта. Спастись смог только один пилот из пары. Космические туристы теперь сдают билеты. Но проект решено не закрывать.
Всего 40 минут в воздухе. Буквально сегодня в Индонезии пропал ещё один пассажирский лайнер, компании "Эйр Эйша". Он летел из города Сурабаи в Сингапур. 162 человека, из них 17 детей. Предположительно, аэробус попал в зону турбулентности. В этих местах сейчас бушуют ураганы.
"Пилоты запросили разрешения на набор высоты, чтобы обойти облачный фронт", - сообщил генеральный директор управления воздушного транспорта Минтранса Индонезии Джоко Мурджатмо.
Больше не знают о нём ничего. Исчез с радаров недалеко от острова Белитунг. Без сигнала SOS. Премьер-министр Индонезии заявил, самолёт, вероятнее всего, разбился. Но обломки пока не найдены. Хотя некие очевидцы утверждают, что видели некие фрагменты. По другим данным, пилоты всё-таки смогли аварийно посадить машину в восточной части острова. Поэтому сотни людей в индонезийском аэропорту, как никто другой в это рождественское время, всё-таки ждут и надеются на чудо.