Завершилась большая пресс-конференция Владимира Путина
Уже во вступительном слове президент практически сразу перешёл к волнующему всех вопросу - к состоянию экономики. Президент отметил, что текущая ситуация спровоцирована внешними факторами и недостаточной диверсификацией - бизнес охотнее вкладывал деньги в те сферы, где можно было извлечь максимальную и быструю прибыль.
Глава государства подчеркнул, что все социальные обязательства перед пенсионерами, бюджетниками будут сохранены. Для этого есть достаточные ресурсы как в бюджете, так и в Фонде национального благосостояния, и в Центробанке.
И первый же вопрос был в продолжение темы - Путина спросили о том, как скоро страна пройдёт финансово-экономический кризис. Президент ответил, что этот период скорее переходный, нежели кризисный: экономика перестраивается под новые условия, условия низких и продолжающих снижаться цен на энергоносители. На вопрос о действиях Центробанка и правительства в связи с событиями на валютном и фондовом рынке, назвал их адекватными.
В. Путин: "При самом неблагоприятном стечении внешнеэкономической конъюнктуры такая ситуация может продлиться – приблизительно, никто же не может точно сказать – в течение двух лет. Это совсем необязательно. Ситуация может выправиться и раньше. Центральный банк и Правительство в целом действуют адекватно сложившейся ситуации. Полагаю, что некоторые вещи – собственно говоря, такая критика звучит и со стороны экспертного сообщества, – некоторые действия можно было бы совершать оперативнее. Что делает Центральный банк? Вот он поднял эту ключевую ставку. Что ещё нужно делать? И что Центральный банк и так делает? Нужно, для того чтобы стабилизировать национальную валюту, пока немного зажать рублёвую ликвидность, отпустить и дать возможность доступа участников экономической деятельности к валютной ликвидности. И, собственно говоря, банк так и делает. И так у него ставка достаточно низкая по валюте – 0,5. В принципе, я не знаю, это дело Центрального банка – снижать её, не снижать, они должны это чувствовать и реагировать. Не раздавать золотовалютные резервы и не палить их на рынке, а идти по предоставлению кредитных ресурсов. Собственно говоря, они тоже это делают. Но знаете, я, конечно, вижу критику в отношении Центрального банка, в отношении председателя Центрального банка, она в чем-то обоснована, в чем-то нет, но и правительство не должно забывать про свою меру ответственности. В таких условиях надо заниматься, как бы кто ни критиковал, но именно в ручном режиме надо работать. Ежедневно, еженедельно встречаться с производителями, с участниками рынка, с торговыми сетями, с розницей и нефтяными компаниями, которые у нас в значительной степени рынок монополизировали, – ФАС должна как следует работать. Эти действия должны быть совместными, коллективными, осмысленными. Без вторжения, конечно, в собственную компетенцию, скажем, Центрального банка либо Правительства".
И еще одно заявление Владимира Путина: такие меры, как введение фиксированного курса рубля и обязательная продажа валютной выручки экспортерами, не планируются. Хотя, признался Путин, он в курсе того, что на счетах компаний есть свободные средства.
В. Путин: "Спекулянты на валютном рынке. Это могут быть иностранцы – участники валютного рынка, различные фонды, они присутствуют на российском рынке и достаточно активно работают. Это могут быть и наши компании, и в целом, я же в самом начале говорил, это вполне соответствует практике любой рыночной экономики. Они появляются всегда, когда можно заработать денег. Не украсть, не кого-то надуть, а именно поработать на рынке, создавая для себя благоприятную ситуацию. Знаете, два дня назад я с некоторыми из них разговаривал по телефону, по дружбе, и задал вопрос: "Что же вы придерживаете?" Я, кстати, не заставлял ничего делать. – "Нам нужно платить по кредитам скоро". Я говорю: "Понятно. А если по сусекам поскрести, можно на рынок выйти?" Подумал, через секунду отвечает: "Три миллиарда долларов у нас есть". Три миллиарда в загашнике. Понимаете, о чем идет речь? Это же не 30 копеек. Это только у одной компании 3 миллиарда в загашнике. Так вот по 3 миллиарда, знаете, наберется не 30, а, может быть, 300 миллиардов. Но заставлять нельзя. Все равно руководители компаний даже с госучастием, они должны чувствовать, что будет происходить, должны обеспечить устойчивость своих компаний".
Ключевые заявления Президента, а также видеофрагменты пресс-конференции — в онлайн-репортаже 1tv.ru >>