Одному из самых популярных в стране изданий — «Огоньку» — исполнилось 115 лет
"Огонек" - это история страны - в простых текстах и красивых фотографиях - их вешали на стены вместо картин. Подшивка журнала считалась ценностью.
С пожелтевшими номерами "Огонька" в руках он водит экскурсии по Феодосии и окрестностям. В 1914 году журнал писал о реставрации Генуэзской крепости, а через год - о годовщине поездки молодого Пушкина в Крым. Информация - эксклюзивная.
"В следующем году 111 лет гибели "Варяга", люди очень любят такие даты. Вы знаете, сколько в этом году могиле Айвазовского? 111 лет", - говорит коллекционер журнала "Огонёк" Лев Петров.
"В каждом американском городе, как бы мал он ни был, имеется в настоящее время собственный женский клуб. Время летит незаметно... Довольные, наговорившись досыта, расходятся они по домам, несказанно дивясь, что так легко можно обойтись без мужчин..." - писал "Огонёк" в 1899 году.
Дореволюционный "Огонёк" пишет обо всём - от светских сплетен до новостей науки: например, о создании подводной лодки. На обложке времён Первой мировой - жуткие немецкие дубины с гвоздями для добивания солдат. В другом номере - советская мечта о счастье - курорт на московской крыше.
"За последние годы красивая столица Советского Союза изменилась до неузнаваемости. Выросли новые здания, булыжные мостовые сменились асфальтовыми, исчезли дряхлые извозчики, и вместо них появилось множество автобусов, автомобилей и мотоциклов..." - писал "Огонёк" в 1933 году.
Карикатуры первых недель войны сменяют фото с передовой. Знаменитая "Атака" Дмитрия Бальтерманца, и репортажи из-под обстрелов... Правда, такие снимки, как "Горе" или "Смерть солдата" будут напечатаны лишь годы спустя...
"Нельзя было всё время долбить в одну и ту же точку: нам плохо, нас бьют, голодные, отступающие... Нужно было давать какую-то надежду", - рассказывает фотограф, фотожурналист журнала "Огонёк" Лев Шерстенников.
"Придёт время, а оно не за горами, и немецкие мерзавцы понесут заслуженную кару за все свои преступления. Убийцы и душегубы получат полной мерой за все муки советских людей, за слёзы осиротелых матерей и детей..." - писал "Огонёк" в 1943 году.
13 мая 1945 года "Огонёк" публикует снимок, который облетит весь мир и станет символом Победы. Красное знамя над Рейхстагом. Правда, красным оно станет только на 25- и 30-летие Победы. Послевоенный "Огонёк" обличает вредителей, пишет о товарном изобилии и, конечно же, славит "дорогого вождя". Который, кстати, внимательно читал каждый номер. А репродукциями и фотографиями из "Огонька" украшал стены своей комнаты на Ближней даче в Кунцево. Отбирая те, что ему нравились, Сталин лично вырезал или просил увеличить снимок, и вешал на свободное место.
"Огонёк" был одним из тех советских журналов, которые никогда не выбрасывали и не сдавали в макулатуру. Напротив, в конце года аккуратно прочитанные номера сдавали в переплёт и хранили дома, как ценные книги. Во многих семьях они до сих пор стоят на полках. В подшивке за пять первых месяцев 1953 года - кроме традиционных умилительных картинок из советской жизни клеймят и аморальное голливудское кино, рассказывают о моде, строителях коммунизма, и даже - первых передачах Центральной студии телевидения.
В 1976 году "Огонёк" печатает на обложке фото курсанта-выпускника Ейского авиаучилища Владимира Широбокова. Сегодня он - военный пенсионер, занимается строительством и живёт в Санкт-Петербурге. А вот москвичку, бортпроводницу "Аэрофлота" Лилию Стрюкову снимок на обложке "Огонька" в 1968 году сделал знаменитостью. Даже замминистра иностранных дел обращал внимание зарубежных гостей на советскую красавицу.
Фотографии моделей Вячеслава Зайцева все женщины Советского Союза вырезали, обсуждали, пытались копировать. А мартовский номер в 1977 году смели с прилавков в первый же день. Сразу три глянцевые страницы - как предчувствие звезды по имени Алла.
"После трудового дня, - говорит Алла, - люди приходят на концерт. Здесь они должны хорошо отдохнуть, эмоционально зарядиться. Моя задача — создать им прекрасное настроение. Вместе с ними повеселиться и погрустить..." - пишет "Огонёк" в 1977 году.
4,5 миллиона экземпляров "Огонька" в эпоху гласности всё равно не хватало на всю страну. Ведь ещё недавно были немыслимыми расследования о коррупции и сталинском терроре, честные и горькие репортажи из Афганистана и Чернобыля.
"Чем ближе к АЭС, тем жарче. Странное дело, температура везде вроде бы одинаковая, но в районе АЭС, как в печке. Потом-то я понял, в чём дело: и кажущаяся жара, и обильный пот, и вздутые желваки - всё это у тех, кто едет сюда впервые..." - пишет "Огонёк" в 1986 году.
"Министр обороны махал журналом, и говорил: Эту гадость в воинских частях запрещено выписывать и содержать в библиотеках. Про "Огонёк"... Да, а мы всё время генералов разоблачали. А нам говорили, что мы унижаем армию", - вспоминает главный редактор журнала "Огонёк" с 1986 по 1991 годы Виталий Коротич.
По обложкам "Огонька" можно изучать историю и жизнь страны. Но что стало фотосимволом недели, многие огоньковцы сами часто узнают лишь в один день с читателями.
"Обложка "Огонька" - это самое трудное, и самая большая головная боль за все времена. Фотокорреспондент поучаствовал в протирке кремлёвских звёзд... Это уникальный снимок, такого нигде нет! Конечно, это обложка" - рассказывает главный редактор журнала "Огонёк" Сергей Агафонов.
"В дотелевизионную эпоху "Огонёк" был советским телевизором. Как иначе человек мог знать, что и как выглядит? Только через "Огонёк". Мы много и умышленно много пишем о России, о людях, живущих не в Москве. Быть ровными для всех, быть понятными для всех, слышать всех - это всё "Огонёк", - говорит вице-президент Издательского Дома "Коммерсантъ", главный редактор журнала "Огонёк" с 2003 по 2004, с 2005 по 2012 годы Виктор Лошак.