Варшава не дала установить памятник красноармейцам, погибшим во время советско-польского конфликта
В Польше получила развитие история вокруг памятника красноармейцам, погибшим в плену во время советско-польского конфликта 20-х годов прошлого века.
С просьбой увековечить их память выступило Российское военно-историческое общество. Был начат сбор средств. Однако польская сторона посчитала эту инициативу попыткой исказить историю и ответила отказом.
Этот монумент должен был появиться на Раковицком кладбище под Краковом. Памятник десяткам тысяч красноармейцев, попавших в плен в ходе советско-польской войны 1919-1921 годов. И нашедших смерть в польских лагерях для военнопленных. Инициатива принадлежала российскому военно-историческому обществу. И вот, польская сторона прислала официальный отказ. С обоснованием на уровне отписки.
"Бюрократическое словоблудие. О том, что надо разобраться, сверить списки, уточнить, поискать источники, что там похоронены люди разных национальностей... Да, разных. Вообще, я напомню, что на территории Польши сгинуло, по разным подсчетам, от 60 до 100 тысяч военнопленных. Не только Красной Армии, но и украинских формирований, и белогвардейских частей", - говорит министр культуры РФ Владимир Мединский.
Строго говоря, заявление, что на данном участке кладбища захоронены "не только советские военнослужащие" - мягко говоря, отговорка. У захоронения есть паспорт, где написано: "братские могилы российских военнопленных". А вот что действительно факт, - то, что польская пресса еще осенью призывала к тому, чтобы памятник не ставить.
Например, столичная газета "Наш дженник" тогда писала, что высокая смертность среди пленных связана была, якобы, не с кошмарными условиями содержания, а с эпидемиями, перед которыми равны и пленные, и свободные.
"Находить оправдание смерти можно бесконечно, но на тот момент уже были приняты конвенции, которые должны были гарантировать право пленных на жизнь. Пленные красноармейцы получить этих гарантий не могли. В силу разных обстоятельств - да, тиф, да, голод, но люди погибли, и мы должны помнить об этом. Мы должны хранить об этом память, а нас этой памяти, получается, лишают", - отмечает пресс-секретарь Российского военно-исторического общества Владислав Кононов.
Дальше - больше. То же польское издание процитировало Войцеха Мушинского, это редактор одного из исторических журналов и, между прочим, известный в Польше борец с советскими памятниками.
"Уже пару лет темой пленных красноармейцев играют, чтобы отвлечь внимание от массовых убийств в Катыни", - сказал он.
К чему, спрашивается, этот аргумент? Под Смоленском, в Катыни, на месте расстрела польских военных - давно большой мемориальный комплекс. А Варшава, в свою очередь, отказывается поставить фактически просто памятник на могилах пленных. Вообще в Европе отмечать места захоронений солдат противника - это давно норма, своего рода акт примирения и память об ошибках прошлого. Французов не оскорбляют немецкие мемориальные кладбища, немцев - русские и английские. А что же Польша?
"Я не понимаю это решение. Оно негуманно, оно недостойно европейца. В 2000 году поляки разрешили поставить в том же Кракове (потому что это лагерь, где сидели красноармейцы, а до них украинцы с украинско-польской войны), разрешили поставить памятник пленным украинцам. Почему нельзя поставить памятник пленным красноармейцам?" - удивляется доктор исторических наук, профессор МГУ Геннадий Матвеев.
На Раковицком кладбище - безымянные могилы советских пленных. Нигде даже не указано, что захоронения братские, никто не знает, скольких в них похоронили. Такая память польским властям, похоже, не нужна - имидж портит.
"Мне жалко, потому что мы искренне работали, я думаю, все это связано со временем таким странным. По-человечески это, на мой взгляд, недопустимо, идиотизм какой-то", - говорит скульптор, автор эскиза памятника Александр Рукавишников.
В качестве временного решения польская сторона предлагает мемориальную табличку. Но не красноармейцам, а всем похороненным на этом участке кладбища, включая пленных. Едва ли это устроит тех, кто жертвовал на памятник - по замыслу, поставить его должны на народные деньги. А ведь жертвовали, в том числе, и поляки. Среди них - Вальдемар Сковронский.
"Я не знаю, что происходит, но в нашей стране довольно часто презирают солдат Красной армии, уничтожают их могилы и тому подобное. Такое негативное отношение выставляет нас, поляков, в очень плохом свете. Я чувствую себя дикарем. А ведь как только я узнал, что на памятник погибшим пленным собирают деньги, я сразу решил участвовать в этом", - говорит отставной военный Вальдемар Сковронский.
Впрочем, Российское военно-историческое общество не отказывается от идеи установки памятника. Сбор средств продолжается, надеются и на продолжение переговоров.