В честь 250-летнего юбилея Эрмитаж показывает ряд уникальных экспонатов
Грандиозные торжества в честь юбилея короля музеев - Государственного Эрмитажа. "Волшебный музей в волшебном городе Санкт-Петербурге" - так называет его директор Михаил Пиотровский.
Работы признанных мировых гениев и новейшее искусство, классические выставочные залы и перевёрнутые вверх дном суперсовременные инсталляции. Один из старейших музеев по-прежнему молод душой и готов к экспериментам.
В реставрационных мастерских сейчас идет работа над уникальным экспонатом, обнаруженным еще в годы Великой Отечественной войны. Долгое время эта картина хранилась в гигантском рулоне среди полотен неизвестных художников. Под толстым слоем пожелтевшего лака практически ничего не было видно. И только недавно благодаря кропотливому труду реставраторов на холсте проявился подлинный шедевр эпохи барокко - "Воскресение Христа" Рубенса. Предположительно, это 1612 год.
"Это огромная удача и огромная радость для музея - найти картину Рубенса, которую никто не видел в течение лет 70. Соответственно, это будет в чем-то музейная сенсация", - уверен художник-реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа Андрей Цветков.
Здесь что ни день, то музейная сенсация. Вот почему в Эрмитаже решили работы своих реставраторов показать широкой публике. Получилась масштабная экспозиция - 260 предметов, многие из которых почти никогда не выставляются. Среди них — шедевры Тициана, "Мадонна делле грацие" Лоренцо Лотто, голова Афродиты Римской работы II века. Посетители разглядывают произведения искусства и интерьеры.
В Государственном Эрмитаже две тысячи залов, три миллиона экспонатов. Для того чтобы обойти все помещения, постоять возле каждого предмета или картины хотя бы минуту, не хватит и десяти лет жизни. Культурный "фитнес" по музею – это прогулка длиной в 20 километров.
Все здания Эрмитажа были построены при российских царях и поражают царственным величием. История музея началась с того, что его основательница, Екатерина Вторая, устраивала неофициальные приемы и показывала гостям свое частное собрание.
"Высокая планка, заданная Екатериной и всеми, эта планка воплотилась в самом Эрмитаже. Сам Эрмитаж обязывает, заставляет, помогает эту планку держать. Как он это делает? Я не знаю. Это волшебный музей в волшебном городе Петербурге", - говорит директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Михаил Пиотровский – "за" эксперименты с искусством. Инсталляции, видеоарт, перфоманс - в залах Эрмитажа всегда выставлялась не только классика, но и работы современных художников. Европейская бьеннале, которую впервые организовали в Петербурге, вызвала у многих посетителей "культурный шок". Пятидесяти художникам со всего мира разрешили в прямом смысле перевернуть здесь все вверх дном.
"Я очень люблю Эрмитаж. Он мне очень приятен. Благодарна Эрмитажу за то, что он развивается, за то, что он обучает молодежь и старшее поколение, огромное количество лекций проходит, у него всегда идет какая-то жизнь", - говорит одна из посетительниц музея.
"Мы французы, и во Франции мы все знаем Лувр . Но Эрмитаж - не менее грандиозный музей, нежели Лувр, действительно, грандиозно! Экстраординарно", - восхищаются туристы.
Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт. А в самый канун юбилея музея неожиданно для публики в петербургский Эрмитаж из Великобритании привезли древнегреческую скульптуру, которой более двух с половиной тысяч лет. Фигура речного божества некогда украшала древнегреческий храм Парфенон в афинском Акрополе. Собрание шедевров античной культуры хранится в Британском музее с начала XIX века. Впервые с того времени один из бесценных экспонатов покинул пределы Соединенного Королевства.
"Появление статуи в Эрмитаже – знак долгой дружбы между нашими музеями. Эрмитаж объединяет международное сообщество, и я могу сказать, что директор музея, Михаил Пиотровский – человек удивительно отважный, эффективный руководитель. Чемпион по продвижению идей эпохи просвещения в мир. Спасибо вам за это", - говорит директор Британского музея Нил Макгрегор.
Для разнообразной коллекции Эрмитажа зданий на Дворцовой площади уже не хватает. Чтобы не загонять искусство в какие бы то ни было рамки, строятся современные просторные корпуса, открываются новые фондохранилища. В канун юбилея посетителям показывают лишь малую часть несметных сокровищ. Музей в очередной раз подтверждает статус одного из самых богатых в мире.