В Москве открылась выставка советских конструктивистов Александра Родченко и Варвары Степановой
В Пушкинском музее открылась выставка выдающихся художников русского авангарда Александра Родченко и Варвары Степановой. А еще Родченко - основатель советской рекламы, даже далекие от искусства люди знают слоган: "Нигде, кроме как в Моссельпроме".
"Мы создали новые представления о красоте и расширили само понятие искусства" - лучше, чем словами самих Александра Родченко и Варвары Степановой о короле и королеве конструктивизма, кажется, и не скажешь. Более 250 работ на выставке - как приглашение в их особый мир, где рационально – значит, прекрасно, где творить, значит, изобретать, где художник - провидец.
Они обгоняли время вместе, по линейке чертили будущее. Одержимые желанием революции в сознании и быту, придумали свою азбуку и свой язык — яркий, лаконичный, один на двоих и понятный всему миру. Надевая неброское платье с геометрическим рисунком от Степановой женщина становилась товарищем, глядя на плакат Родченко, кто угодно начинал верить — "У ЛЕНГИЗа — книги по всем отраслям знания", а "РЕЗИНОТРЕСТ — пригодится везде".
"Этот круг, который как увеличительное стекло, показывает нам собственно товар, полосы, напоминающие мелькание кинематографического кадра в кино, укрупненные надписи. При любом расстоянии, при любом размере вы эту надпись не пройдете мимо и обратите внимание", - говорит куратор выставки, внук Александра Родченко Александр Лаврентьев.
Не обратить внимание на них было невозможно. Вечно хохочущая, громкая Степанова и собранный, часто меланхоличный Родченко, они называли себя "бандой конструктивистов", а рупором своей эпохи— Владимира Маяковского. Для самых прогрессивных журналов в области искусства "ЛЕФ" и "Новый ЛЕФ" под редакцией поэта Родченко рисовал обложки. Маяковский для плакатов Родченко придумывал слоганы, а иногда просто позировал другу, страстно увлеченному фотографией.
"На этом стуле фотографировались все, кто приходил в гости к Родченко и Степановой. На этом стуле сидел Иосиф Брик, на этом стуле сидел Владимир Маяковский, на этом стуле сидели практически все приходившие по каким-то делам или без дел в гости", - рассказывает Александр Лаврентьев.
Их дом был творческой лабораторией, где жадно пробовали новое. Масляные краски Родченко и Степанова могли оживить губной помадой, готовили клей из сыра — этот рецепт записан аккуратным почерком кого-то из супругов. Сталкивать плоскости, фактуры, пространства для них тоже - необходимые эксперименты. Опытным путем художники вывели свою формулу конструктивизма, где главные элементы — круг и линия. Простые объекты, способные сказать о многом.
"Для меня, например, эти круги - это еще и планеты. Вам не кажется, что эти круги - это планеты на фоне Солнца? Что это попытка мыслить не только кругами, а в каких-то космических пределах?" - говорит куратор выставки Алексей Савинов.
Казалось, им двоим было под силу создать свою галактику, где есть место и идеально пойманному кадру, и трогательному, полному романтики полотну с артисткой цирка, и проекту рабочего клуба, продуманному до мелочей, и лаконичным одноцветным полотнам, будто говорящим — закрашенный холст сам по себе прекрасен.
"Даже если бы каждый из них каким-то одним движением или одной стороной был зафиксирован в истории искусства, уже этого бы было достаточно, чтобы с восторгом о них говорить. Люди совершенно ренессансные, как и многие художники, коллеги этого времени, большие художники, которые умели все и делали отлично", - говорит директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Марина Лошак.
Впрочем, многие современники Родченко и Степановой, увы, вовсе так не считали.
"Пройдет совсем немного лет, и выяснится, что они никому не нужны, и Родченко будет очень разочарован этим, и его дневники, увы, это дневники очень пессимистичные, особенно в сороковых годах. Он предвидит, что его искусство никому не нужно, если бы он прожил еще совсем-совсем немного", - говорит Алексей Савинов, куратор выставки.
Работы Родченко и Степановой назовут пособиями для дизайнеров уже после их смерти, в начале 60-х. Создателям "азбуки конструктивизма" будут подражать по всему миру, их идеями — буквально бредить. А о самих художниках скажут — это они придумали время, которому за ними было просто не угнаться.