В американский Фергюсон перебрасывают всё больше военных
Накал страстей несколько спал, но до тишины пока далеко. Уже есть первый погибший. Сообщается также, что в районе Фергюсона огнестрельные ранения получили два агента ФБР.
Полиция оттеснила демонстрантов из центра и пригрозила арестом, если не разойдутся. В участки забирали всех без разбору: так, была задержана продюсер видеоагентства Russia Today - Ruptly. Журналистку, освещавшую беспорядки, освободили лишь через несколько часов.
Протесты охватывают всё больше американских штатов. И только подлить масла в огонь может интервью полицейского. Того самого, что застрелил темнокожего подростка и фактически был оправдан, после чего всё и началось.
Фергюсон подсчитывает ущерб от очередной ночи беспорядков. На этот раз все прошло в целом спокойно. Протестующие смогли сжечь только одну полицейскую машину. Губернатор штата Миссури распорядился ввести в Фергюсон дополнительные силы национальной гвардии. Если накануне в городе было 700 бойцов, то теперь почти в 3 с лишним раза больше - 2200. В касках и бронежилетах, с автоматами в руках гвардейцы выставили патрули на основных дорогах и перекрестках городка. С наступлением темноты демонстранты собрались у полицейского управления.
"Я хожу на акции протеста с самого первого дня. Тогда свершилась несправедливость. Куда большая несправедливость случилась вчера. Власти не понимают, что, не сотрудничая с нами, а, наоборот, вновь и вновь натравливая на нас полицию, они только усугубляют проблему", - говорит Даррел Джонсон.
От здания полиции митингующих начинают выдавливать в сторону жилых кварталов. Местность освещает вертолет, постоянно находящийся в воздухе. Первым на горку пускают бронемашины, следом выступают пешие полицейские.
Несколько человек арестованы. Накануне задержанных были десятки. Пылали дома и автомобили. Не замечать взрыв возмущения стало уже невозможно.
"Поджог домов, автомобилей, уничтожение другого имущества - всё это ставит под удар безопасность людей. Этому нет оправдания, это преступления. Те, кто их совершил, должны быть привлечены к ответственности", - заявил президент США Барак Обама.
Но из искры уже разгорелось пламя. Акции протеста, вспыхнувшие в маленьком провинциальном Фергюсоне, уже не только охватили всю страну от западного побережья до восточного - демонстрации в 115 городах 37 штатов, но и вышли за пределы США. Митинг солидарности состоялся в канадском Торонто.
Самая масштабная американская акция прошла в Нью-Йорке. Несколько тысяч человек не просто вышли на улицы, но перекрыли автомобильный тоннель, ведущий в соседний штат - Нью-Джерси. В Чикаго демонстранты, наоборот, требовали перемен, не двигаясь - устроили сидячую акцию протеста.
"Эта страна вновь показала, что полиция - инструмент силы и власти, который защищает богатых и белых, и что полиция не считается с теми людьми, которым должна служить", - сказала Брит Шуте.
В Миннеаполисе есть пострадавшие - автомобиль протаранил группу митингующих, которые заблокировали дорогу.
Лос-Анджелес, Бостон, Вашингтон, Окленд. География обширна, но лозунги везде одинаковые: "Правосудие для всех", "Нет справедливости - нет мира" и "Жизни чернокожих тоже важны".
На этом фоне сегодня впервые публично выступил полицейский Даррен Уилсон. Тот самый. В интервью американским журналистам он рассказал, что погибший Майкл Браун сопротивлялся аресту, начал бить офицера и попытался отобрать у него пистолет. Уилсон заявил, что стрелял, защищаясь, и считает, что все сделал верно.
Даррен Уилсон: "Я пытался оттолкнуть его дверью и кричал, но он навалился и стал бить руками".
Вопрос: "Он первым нанес удар?"
Даррен Уилсон: "Да, и я не был уверен, что выдержу".
Вопрос: "А где было ваше оружие?"
Даррен Уилсон: "Кобура у меня на правом бедре. Я достал пистолет, навел на него и сказал: отойди назад или я буду стрелять! В ответ он ухватился за ствол, схватил меня, и ответил: "Да тебе слабо!" Мне показалось что он хочет вывернуть мне руку и добраться до спускового крючка, чтобы застрелить меня из моего же собственного оружия! И тут я нажал на курок в первый раз".
Вопрос: "То, что случилось, всегда будет терзать вашу совесть?"
Даррен Уилсон: "Не думаю, что это так мучительно. Для меня это будет нечто, что просто случилось".
Вопрос: "Ваша совесть чиста?"
Даррен Уилсон:"Моя совесть чиста, потому что я знаю, что делал свою работу правильно".
Полицейский особо подчеркнул: если бы перед ним был не афроамериканец, он все равно бы поступил точно так же.