Владимир Путин призвал не брать в вузы троечников
Как повысить качество российского высшего образования? Об этом говорили в стенах Московского государственного университета. С делегатами съезда Российского союза ректоров встретился Владимир Путин. По словам Президента, вузы должны отказаться от гонки за абитуриентам и прекратить зачислять троечников даже на платные отделения. Такая практика обесценивает высшее образование и подрывает авторитет институтов.
Что ни стенд, то новое слово в науке и технике. Авторы всех ноу-хау студенты. Президенту дарят футболку с нанопокртыием — материал хорошо дышит, при этом отталкивает грязь и самоочищается. А в комнате за углом не просто ящики — компьютер с приставкой супер. Занимает площадь в 5 тысяч квадратных метров. Отечественная разработка, авторы – выпускники МГУ. Когда его полностью соберут, будет способен выполнять 20 квадрилионов операций в секунду.
Ориентиром высшей школы должны быть потребности работодателей, а не собственные интересы. Приемные комиссии сейчас рады не столько способным, сколько платежеспособным абитуриентами. Порой забывая о своей главной миссии, вузы из "кузнецы кадров" превращаются в фабрики по выдаче дипломов. И подрывают авторитет всего высшего образования.
"Зафиксированы случаи зачисления на такие специальности, как авиационная и ракетная космическая техника, аэронавигация, информационная безопасность, машиностроение, электро- и теплоэнергетика абитуриентов, имеющих всего 24 балла. 24 балла по математике, по самому профильному основному предмету, по сути дела", - сообщил Владимир Путин.
Стране остро не хватает сегодня специалистов в высокотехнологичных областях экономики. Без них избавиться от сырьевой зависимости российского бюджета невозможно. Но при этом не стоит забывать и о гуманитарном образовании. Русский язык, литература, история так же важны и для физиков-ядерщиков, и для генетиков.
"Если мы с вами не сможем сформировать, воспитать хорошего специалиста, у нас, конечно, не будет будущего. Это очевидный факт. Нам нужны люди со специальными знаниями и навыками. Но если мы не сможем воспитать человека с широкими, глубокими, всеобъемлющими, объективными знаниями в гуманитарной сфере, если мы не воспитаем человека самодостаточного, но осознающего себя частью большой, великой, многонациональной и многоконфессиональной общности, если мы этого не сделаем, у нас с вами не будет страны. Чрезвычайно важная задача стоит перед вами в гуманитарной сфере", - заявил Президент.
Российские вузы — это еще и научные площадки, границы, которых ректоры намерены расширить. На своих базах планируют развивать технопарки и профильные кластеры. Первым делом - наука, а уже потом образование.
"Всем понятно, что наука в университетах должна быть приоритетом. Но в 90-х произошло обратное. Из бюджетов вузов ушла фундаментальная наука. Сейчас как раз обсуждается вопрос о том, чтобы в госзаданиях предусмотреть отдельным разделом финансирование научных работ, проводимых ведущими учеными и ведущими лабораториями. Нам кажется, это будет хороший шаг вперед", - подчеркнул ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий.
"Наука чрезвычайно важна для вуза. Но все-таки – и вот здесь я позволю себе подискутировать с Виктором Антоновичем - все-таки главная задача высшего учебного заведения – подготовка специалистов. Вуз создается не для того, чтобы деньги зарабатывать, а для того, чтобы студентов готовить", - подчеркнул Президент.
Университетам по силам не только учить студентов, но и развивать регионы. Наглядный пример – Дальневосточный федеральный университет. Свою инфраструктуру он получил в наследство от саммита АТЭС и сейчас в современных корпусах владивостокского вуза готовят специалистов, нужных российскому Дальнему Востоку. Кадры могли быть полезны и на международном рынке труда, но пока образование не так конкурентоспособно, как хотят ректоры. Они считают, что учат хорошо, это международные рейтинги неудовлетворительные. Не учитывают всей специфики отечественной высшей школы - слишком занижают позиции российских университетов и академий.
"Проблема мировых рейтингов. У нас она очень активно осуждалась. Конечно же, играем на чужом поле, по чужим правилам. Можем ли выиграть?", - задался вопросом ректор Российского нового университета Владимир Зернов.
"Вряд ли, - считает Президент. – Знаете, почему? Да все просто и примитивно. Потому что эти рейтинги - это один из инструментов конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. Ну, чего они, кто будет этот инструмент использовать себе во вред и в нашу с вами, в вашу пользу. Да и ждать такого вряд ли представляется, ну, ждать можно, но результата не получим. Нужно ли нам обращать внимание на международные рейтинги? Нужно. И мы не должны изолироваться ни в коем случае. Но нужно все это, знаете, на ясном глазу все оценивать".
На съезде шла речь не только о международном сотрудничестве, но и о помощи. Санкт-Петербургский госуниверситет получил два письма. Отправители – коллеги из Донецка и Луганска. По словам ректора Санкт-Петербургского государственного университета Николая Кропачева, в этих письмах говорится, что 14 августа и 2 октября 2014 года университет был подвергнут массированному артобстрелу; собственные ресурсы для ремонта исчерпаны. Ректор предложил принять решение и обязать всех членов Совета ректоров оказать помощь.
"Я прошу Совет ректоров никого не обязывать. Все-таки я понимаю, что хочется, как лучше. Я знаю, как у нас люди настроены, как относятся к этим тяжелым трагическим событиям. Уверен, что все, кто сможет, и так сделают все, что возможно, для того, чтобы поддержать людей, тем более в таком благородном деле, как восстановление образовательных учреждений и помощь молодым", - выразил уверенность Президент.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, Россия занимает первое место в рейтинге самых образованных стран. При этом показатели по медицинской статистике выглядят куда плачевней. Владимир Путин вспомнил свою недавнюю встречу со студентами-спортсменами, которые просили главу государства поддержать их движение. Об этой просьбе Президент напомнил ректорам:
"Всегда об этом говорили, о физическом состоянии и здоровье нации. Это общегосударственная задача. Это не какая-то развлекушка. Реально чрезвычайно важная вещь. И дело не только в том, чтобы нам сохранить какие-то материальные ресурсы и деньги на таблетках. Дело в том, что это действительно будущее нашей страны. Вот будем мы образованными и здоровыми — у нас все получится".
Обсуждали на съезде Союза ректоров вопрос зарплаты преподавателей вузов. К 2018 году она должна составлять не менее 200% от средней зарплаты по региону. Это распоряжение Президента, которое вошло еще в так называемые "майские указы" 2012 года, и сегодня Путин подтвердил, несмотря на сложности в экономике, власти сделают все возможное, для выполнения этого важного решения.