На Украине, отчаянно сопротивлявшейся фашизму, сегодня приветствуют нацистов, марширующих по улицам
Шокирующие кадры недели - марши националистов по всей Украине. В балаклавах, флаги с трезубцем, с лозунгами "Слава нации - смерть ворогам". В центре Киева, у здания Верховной Рады молодчики с Бандерой в башке и цепями в руке избивали милицию, вероятно, для поднятия боевого духа. И снова шли по главной улице с оркестром.
Это были праздничные мероприятия в честь годовщины образования Украинской повстанческой армии, той самой УПА, которая во главе с Бандерой в 1942-м взялась строить новую Украину, очищая старую от евреев, русских и поляков.
Обыкновенный фашизм, который сегодня должен был бы повергнуть в шок и тех, кто еще помнит, как это было, и Европу, которая много лет выжигала этот вирус. И ООН, которая создавалась на принципах, заложенных Нюрнбергским процессом, но отреагировала только Россия, МИД потребовал осудить "неонацистский шабаш, разжигающий расовую и этническую рознь, сопровождавшийся призывами к насильственным действиям против российских граждан".
Почему на Украине, так отчаянно сопротивлявшейся фашистской оккупации, сегодня приветствуют штурмовиков, вновь марширующих по киевским улицам, и объявляют 14 октября - день рождения нацистской организации УПА Днем защитника отечества вместо 23 февраля.
Факельные шествия в честь очередной годовщины создания Украинской повстанческой армии - теперь часть общенационального праздника. Чествовать нацистов, убивших тысячи людей, выходят сотни в разных городах. Они не строятся в форме свастики, как в Германии в 30-е годы, и до факельного трезубца тоже пока не дошло, но очень уж похожи эти цветные кадры на те черно-белые. Их герои - нацисты Степан Бандера и Роман Шухевич.
А с трибуны на праздничном митинге депутат Верховной Рады от националистической партии "Свобода" Ирина Фарион, чуть-чуть стесняясь, цитирует Гитлера: "Не хотелось бы цитировать Гитлера, но он был прав, когда говорил, что войны выигрываются до начала военных действий, войны выигрывают тогда, когда поражение потерпит учитель и когда поражение потерпит священник".
А ведь депутат Фарион знает, о чем говорит. Ведь судя по результатам, эта крылатая фраза уже давно чуть ли не основа воспитания подрастающего поколения украинцев.
"Слава Украине! Героям слава, москалям смерть!" - этой кричалкой так называемый детский батальон "Сокол" всякий раз заканчивает исполнение гимна Украины. Ненависть шестилетних вполне можно считать поражением учителя, но только не в том случае, если его задача научить ненавидеть. А ведь школьники постарше уже с удовольствием вскидывают руку в нацистском приветствии. Эта нехитрая наука - делать из детей нацистов - уже давно описана.
Без малого полвека назад американский учитель истории Рон Джонс провел эксперимент под названием "Третья волна". Всего за пять дней его ученики, увлеченные идеей дисциплины, превратились в сплоченную группу убежденных в собственной исключительности подростков. К концу учебной недели они были готовы установить свой порядок не только в школе, но и во всей стране. Лишь после этого учитель показал им фильм о фашистской Германии, наглядно продемонстрировав, кем они почти что стали. Впечатление оказалось настолько сильным, что забыть тот день давно закончившие школу люди не могут до сих пор.
"Он успешно разрушил доверие среди учеников класса. У нас были информаторы и секретная полиция. И если ты нарушал правила, тебя наказывали. И это было очень, очень страшно. Главный урок для меня - будь осторожнее, когда идешь за кем-то. Потому что ты не знаешь, куда он может тебя привести", - рассказывает ученик Рона Джонса Марк Хэнкок.
Ученики Джонса даже сняли документальный фильм о тех событиях, есть и художественный по мотивам. А сам учитель не перестает удивляться, как легко люди забывают уроки истории.
"Это было совсем не то, чего я ожидал. Я был ошеломлен, что никто не встал и не сказал ничего против. И я был удивлен тем, как легко студенты отдали свою свободу только за одну мысль о том, что они лучше своих соседей", - говорит учитель истории Рон Джонс.
В отличие от "Третьей волны" Рона Джонса украинский глобальный эксперимент, мягко говоря, затянулся. И нет того, кто откроет подопытным глаза, скорее, наоборот. История переписана буквально с самого начала. Так украинцы оказались прямыми потомками трипольцев, и даже мамонты, в каком-то смысле обрели национальность.
В итоге все представители этой древней цивилизации превратились в героев, даже бандиты и убийцы.
"Вот это вранье, которое идет через всю пропаганду национальную государственную украинскую, уже независимой, незалежной украинской государственности через школьное образование, через институтское образование, через книги, которые там выпускались, в 90-е – 2000-е годы, все это и дало всплеск того национализма, который мы сегодня видим", - отмечает научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.
Чего стоит один лишь учебник новейшей истории для 11-го класса. В этой удивительной книге о нацистах Бандере и Шухевиче - только хорошее - и много. А, например, о трагедии на Волыни, больше известной, как волынская резня почти ничего.
"Там говорится одно. То, что были трения между польскими партизанами и Украинской повстанческой армией. Они не могли прийти к взаимопониманию друг с другом, и от этого страдало мирное население. Все. А на самом деле сто тысяч вырезано поляков Украинской повстанческой армией. Вырезанные деревни. Сожженные деревни. Дети. Женщины убиты именно украинскими националистами. Об этом ни слова не говорится в этом учебнике", - подчеркивает Михаил Мягков.
Мирославу Гермашевскому было всего полтора года, когда каратели из Украинской повстанческой армии пришли сжигать его деревню, деда убили прямо на пороге.
"Мама убегала со мной и трое напротив стали бандеровцы и начали там кричать: "Ты, польская морда, куда ты, мы тебя зарежем". Она начала быстрее. Начали стрелять. Пуля скользнула по черепу и разорвала ухо. Звук был страшный. Мама упала без сознания, а я вылетел. Они увидели кровь, потому что ночь, но все-таки там пожар был, было видно, наверное, подумали, что свое дело сделали. А меня не заметили", - рассказывает Мирослав Гермашевский.
Мать чудом выжила и воспитывала семерых детей одна. Отца застрелили солдаты УПА. Мирослав стал единственным польским космонавтом и получил звезду Героя. Но героиней всю жизнь считал свою маму. Страшные 40-е годы он помнит, как будто это было вчера, и на марши современных нацистов в Киеве смотрит с ужасом.
"Как можно идти в ту сторону? Я вам скомментирую просто, одним словом: может быть один из этих бандитов, который стрелял в мою маму, меня, он теперь стоит там, ему дают награду, герою. Бандиты, бандиты, звери. Это позор. Опомнитесь, украинцы. Так не надо, так жить не будем", - говорит Мирослав Гермашевский.
Но живых свидетелей той резни не позовут на урок истории в украинской школе. Чему удивляться, когда в стране даже священнослужители на острие идеологической борьбы. От этих людей и на похоронах не стоит ждать христианского смирения.
"Пускай не радуются наши враги, что падают наши лучшие из лучших. За каждого из наших лягут их десятки!" - говорит в своей проповеди украинский священник. И не стоит гадать, какими словами батюшка закончит свою проповедь. "Слава Украине! Героям Слава! Слава Нации! Смерть ворогам!" - раздаются голоса. Это ли не поражение священника? Все по заветам Гитлера, которого так не хотела цитировать депутат Ирина Фарион. Но следуя нацисткой идеологии, не существующей без внешнего врага, украинские националисты назначили врагом Россию.
"Мы никогда не изменим этого агрессора, поэтому у нас один путь: уничтожить Москву. Ради этого и живем, ради этого пришли в этот мир, чтобы уничтожить Москву. Уничтожить не просто москалей на наших землях, а черную дыру европейской безопасности, которую нужно стереть с карты мира", - заявила депутат Верховной Рады Украины от партии "Свобода" Ирина Фарион.
Кажется, идея не новая. И кое-кто уже пытался. Но в Киеве не склонны проводить параллели. Люди в масках и с факелами, с портретами фашистских героев даже вызывают умиление городских буржуа. Те, кто зимними вечерами захаживал на Майдан, а теперь смотрит на факельные шествия, отводят глаза и говорят: они же дети.
"Всякий раз нацизм находит извинения. Всякий раз они говорят: "Да, да, но не совсем же да, ну чуточку и нет". Товарищи дорогие, есть Нюрнбергский процесс, есть водораздел и есть точное понимание, что нацизм - это нацизм. Это превосходство абсолютное, подавляющее превосходство интересов нации по крови над интересами гуманности, справедливости, прав личности. Значит вот поэтому дефиниции все даны, доктрины все описаны, лайтс — не лайтс, затягиваешься ты или не затягиваешься нацизмом, но сегодняшний Киев удовлетворяет ровно доктринальному описанию нацизма. Ровно точно", - считает главный редактор радио "Говорит Москва" Сергей Доренко.
Но в Европе, казалось бы, не способной забыть о том, что такое нацизм, праздник украинских фашистов как будто не заметили.
Впрочем, и сгоревшие заживо люди в Одесском доме профсоюзов, похоже, ничего не напомнили. Видимо, нужна немецкая печная аккуратность, чтобы разглядеть совпадения. А пока все получается понарошку.