Провокация националистической окраски стала причиной массовых беспорядков в Сербии
Началось всё на стадионе в Белграде во время отборочного матча чемпионата Европы по футболу, в котором хозяева принимали соперников по группе - сборную Албании. Между странами столько всего, что предлагалось даже избежать этой встречи - ещё на этапе жеребьёвки. Но обещали, что всё будет хорошо. Надолго не хватило...
Счет во встрече Сербии и Албании к концу первого тайма был равный. Ничего не предвещало беды, пока над полем стадиона Партизан в Белграде не появился летательный аппарат — радиоуправляемый вертолет. К беспилотнику был привязан флаг албанских националистов. Знамя так называемой Великой Албании едва ли не задевал головы сербских футболистов.
Когда защитник хозяев Стефан Митрович сорвал флаг, между футболистами началась потасовка.
К столкновениям присоединились болельщики: с трибун полетели файеры и петарды, кто-то пытался прорваться на поле. В этой ситуации всем уже стало не до игры - судья остановил встречу.
"В этих обстоятельствах мы не могли возобновить игру. Вы все видели, что там творилось. Не знаю, кто и в чем виноват. Мы с коллегами сообщим об этом в УЕФА, и УЕФА пусть разбирается, что делать дальше", - говорит делегат матча Гэрри Бин.
Разобраться в этом, лишь на первый взгляд чисто футбольном инциденте, будет непросто. Установлено, что вертолетом, например, управлял не обычный болельщик, а брат премьер-министра Албании Олси Рама. Уж он-то точно представлял себе последствия такой выходки.
"Албанцам должно быть стыдно. Этот Олси Рама - политик, и он не должен был этого делать! Считаю, что на поле надо играть в футбол, а не решать политические задачи", - говорит болельщик сборной Сербии Горан Илич.
Сербский футбольный союз сообщил, что у Рамы были помощники - машину не пронесли на трибуну, а запустили из-за пределов арены. Брата албанского премьера сначала арестовали. Но после, выяснив, что он является гражданином Соединенных Штатов, отпустили.
Премьер-министр Сербии назвал все случившееся политической провокацией.
"У этой провокации было 3 цели: это и попытка унизить сербов, и создать очаг постоянной нестабильности, беспорядков на Западных Балканах, особенно в Сербии. Это, наконец, и связанные с политической ситуацией вещи, которые я не буду комментировать, пока не дождусь реакции на случившееся со стороны Евросоюза, которую я очень жду, ведь я предупреждал их о подобных провокациях накануне матча 5 раз за час до игры", - говорит премьер-министр Сербии Александр Вучич.
Дома албанцев встречали как героев - теплый прием, тысячи болельщиков в аэропорту, до города футболистов были готовы нести на руках.
"Это больше, чем просто футбол! Много лет мы были оккупированы Сербией и турками. Сегодня все случившееся — большой праздник для Албании и Косово", - говорит болельщик сборной Албании Илир Халими.
Скандальную выходку в Албании одобрили и на высшем уровне. Брат задержанного Олси Рамы - Эди Рама, премьер-министр Албании на своей странице в "Фейсбуке" прокомментировал футбольную сторону этого инцидента, не сказав ни слова об аресте родственника, управлявшего вертолетом вероятного виновника случившегося.
"Мы гордимся красно-черными. Пока был футбол, игра была с шансами. К сожалению для соседей, которые на весь мир оставили плохое впечатление от своего шоу", - сказал премьер-министр Албании Эди Рама.
Столкновений с полицией избежать не удалось - болельщики были не в духе. На бровке поля не пострадавший, но расстроенный Дик Адвокат - сейчас он тренирует сборную Сербии, от него ждут, что он выведет команду в финальную часть Чемпионата Европы.
"По формальным признакам и по регламентам, виновата принимающая сторона, на её территории произошли нарушения, она отвечала за безопасность. Убрали бы вертолет, все бы угомонилось, Но Албания агрессивно отреагировала на это", - говорит почетный президент РФС Вячеслав Колосков.
Одной из причин конфликта специалисты называют условно "неправильную" жеребьевку. Сербию и Албанию стоило развести по разным группам.
Но в УЕФА уже ответили: причины для беспокойства не было. Ведь ни одна из сборных не возражала против того, что им предстоит сыграть друг с другом во время отборочного турнира.
Последствия этой, как выяснилось, принципиальнейшей встречи, сейчас изучают футбольные функционеры. В ближайшее время им предстоит назвать виновника сорванного матча.