Движение «чайлдфри» — «свободные от детей» — набирает обороты в России и Европе
Примерно каждая пятая москвичка в возрасте 30-40 лет заявляет, что не собирается иметь детей. По России показатель ниже - примерно каждая пятнадцатая. Это результат соцопросов, опубликованный на неделе. И это - здоровые и молодые, принявшие сознательное решение стать, как это называют в Европе, "чайлдфри".
При этом европейские психологи тоже бьют тревогу. От детей чаще всего отказываются не просто молодые и здоровые, а образованные, обеспеченные, амбициозные - то есть, те, кто вполне мог воспитать полноценное потомство, но ради карьеры или привычного комфорта отказался. И отказываются. Вместе с супругами, закрепляя решение в кабинете у врача.
Если дом не наполняется детским смехом, он наполняется кошмарами. Чем же хотят наполнить свой дом те, кто решил детей не заводить никогда? И есть ли путь обратно?
Детская площадка. Повсюду смеются и плачут, пробуют осень на ощупь и жизнь изучают в бинокль. В компании тех, кому от нуля до пяти, Маше, мягко говоря, не комфортно. Умиляться чепчикам и погремушкам - это все не по ней. За 28 лет поняла - дети хороши там, где ее нет.
"Я всегда к детям равнодушна была, с детства, когда все девочки с этими пупсами играют. Никогда передо мной такой задачи не стояло — вот, в 23 пора. Я думала - когда-нибудь, а там наверное, может быть, а теперь понимаю, что никогда", - говорит она.
Этому "никогда", казалось бы, нет никаких причин. Стабильная работа — Маша специалист по недвижимости - отдельная квартира, любящие родители, постоянный молодой человек, да и со здоровьем никаких проблем. Подруги с детьми только и сетуют — когда рожать, если не сейчас. Но девушка лишь пожимает плечами. Отказ от вечеринок и спонтанных поездок за границу — слишком высокая плата за материнство.
"У меня сейчас, например, щенок маленький, я жду, пока он поскорее вырастет, потому что мне приходится вставать рано, мне по пять раз приходится с ним гулять, приучать его к чему-то. И я думаю — господи, поскорее бы он вырос, а с ребенком это же минимум 20 лет своей жизни придется потратить", - говорит Маша.
Таких, как Маша, принято называть "чайлдфри", то есть "свободные от детей". Разумеется, людей, выбравших бездетный образ жизни, хватало во все времена, но в сообщество они объединились только в начале 70-х, в США. С тех пор идеология "неродителей" начала свое шествие по миру и лучше всего приживалась в городах-миллионниках. Жизненную программу "построить дом, посадить дерево, вырастить сына" там все чаще считали выполненной и без последнего пункта.
Бурлящий мегаполис с его вечными стрессами, цейтнотом и пробками. Социологи доказали, именно в больших городах люди сознательно отказываются иметь детей в три раза чаще, чем в провинции. Два года назад стратегию "чайлдфри" выбирали тринадцать процентов жителей столицы, сейчас — уже семнадцать. По прогнозам специалистов, этот показатель будет только расти. А значит, добровольная бездетность в скором времени может стать социальной нормой.
Чайлдфри по-русски — еще несколько лет назад всего-то страничка в Живом Журнале. Сегодня — десятки групп в социальных сетях, форумы и даже свое интернет-телевидение. Подписчиков — несколько тысяч. В видеоролике подробно рассказывают, почему жизнь без потомства — лучше, а чувства в паре — крепче, чем в обычной.
"Бездетных людей удерживает только взаимная любовь и заинтересованность друг в друге, а когда мужчине и женщине хорошо вместе, им не нужен кто-то третий", - уверены авторы ролика.
Олег и Виктория тоже уверены — третий, то есть ребенок, для них был бы лишним. Бесконечно влюбленные друг в друга без пяти минут молодожены, они попросту не хотят тратить время и силы на кого-то, кроме себя. А на все вопросы о том, кто же принесет в старости стакан воды, отвечают фразой из анекдота - "А пить-то и не хочется".
"Инвестиции в старость - это деньги, которые мы копим в течение всей жизни, и, поскольку нам их на детей тратить не нужно, соответственно, у нас деньги скапливаются больше, чем у тех, кто детей имеет. Но когда мы дойдем до золотых лет, мы будем иметь возможность нанять сиделку", - говорит Олег.
Что это — эгоизм, нежелание взрослеть или банальная жадность? Изучив феномен "чайлдфри", социологи пришли к выводу — к бездетному образу жизни больше склонны люди с высоким уровнем образования и престижной работой. Алена Долецкая - известный журналист, главный редактор журнала Interview, а в прошлом преподаватель, уверяет - коллег или учеников женщина-босс зачастую воспринимает как своих детей. Но материнство карьера, конечно, заменить не может.
"Мои ученики вокруг - мои ученики университетские и журналистские, если так можно выразиться - они и рядом, и далеко, и я знаю, что в них переселилась большая часть моего опыта, моего профессионального мастерства. Это мне доставляет истинное наслаждение и в каком-то смысле балансирует потерю 5, 7, 12 детей, которых я бы с удовольствием бы имела", - говорит она.
Немаловажно и то, что на бездетную бизнес-леди в современном обществе косо уже не посмотрят. Ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования Алла Тындик в этом убедилась, когда вместе с коллегами провела исследование "Москва и москвичи".
"Многие говорили, что они на себе практически не чувствуют давления. Иногда пристают с вопросами, почему вы не хотите иметь детей, но в целом 10-15 лет назад это было гораздо сильнее, и там, когда они приезжают в свой родной городок, они чувствуют это давление намного сильнее — общество стало более лояльно относиться к бездетным", - говорит социолог.
Да и зачем отказываться от жизни в свое удовольствие, о которой так заманчиво рассказывают с экрана? А вот, наоборот, суровая правда из родительских будней. Рекламу контрацептивов, кстати, запрещенную для показа на телевидении в некоторых странах, сторонники "чайлдфри" назвали чуть ли не своим видеоманифестом. Вы еще не завели детей? Тогда взгляните, чем может закончиться обычный поход в магазин с малолетним сыном.
В семейном альбоме Светлана быстро пролистывает свои детские снимки. Говорит, о том, как с ней нянчились, не любит вспоминать. Да и о семье ей, кажется, рассказывать нелегко — мама умерла, когда Светлана была подростком, брат - инвалид. О собственных детях 27-летняя девушка не мечтает. О том, чтобы найти любимого человека — тоже.
"Я, в принципе, даже считаю, что можно и одному и жизнь прожить. Любимый человек рядом — это такая идеалистическая сказка, но немножко мир у нас изменился", - уверена Светлана.
Чего в этом рассказе больше — стремления к независимости или горечи, смешанной и желанием убежать от себя? Зритель, конечно, решит сам. Но для профессионала ответ очевиден.
"Когда человек отрицает детей, он отрицает, по большому счету, собственное детство. Я не хочу, чтобы это детство повторилось у меня. Там какая-то травма была в детстве и, как защитный механизм, у каждого он проявляется по-разному. На самом деле, мы знаем свои корни и хотим передать их дальше, потому что тема детей - это немножко глубже, это тема бессмертия. Потому что я не умру, я останусь в своих детях, а поскольку страх смерти - превалирующий, то продолжение рода — это убегание от страха смерти", - объясняет семейный психолог Ирина Обухова.
То, что продолжение рода для современной женщины — дело вовсе не первостепенное, подтверждает статистика. Если 30 лет назад на рождение первого ребенка решались в районе двадцати лет, то сегодня - в 25. У москвичек первенцы появляются в основном не раньше 27 лет. А через пару-тройку лет, говорят исследователи, рожать в столице станут еще позже — в 29 лет, почти как в Европе. Впрочем, демографов и социологов больше тревожат другие данные. В нашей стране из ста женщин в возрасте от 35 до 39 лет примерно 17 не стали мамами и не собираются. А на все вопросы об одиночестве они чаще всего отвечают цитатой из классики - "Спокойствие все-таки лучше всего на свете".