Жители возвращаются в украинское село Мариновку, где множество домов пострадало от обстрелов
В населённых пунктах, где ещё недавно шли бои, люди сейчас всеми силами стараются вернуть привычный уклад жизни. Сделать это будет непросто в сёлах, которые за время конфликта почти полностью превращены в руины. Одно из таких - Мариновка в Донецкой области.
Дорога длиной в четыре месяца. Ровно столько Пелагея Афанасьевна не могла дойти с одного конца улицы до другого, чтобы встретиться со своей подругой. Бомбили каждый день, в короткие перерывы ополченцы успевали вывозить людей. Но старики отказывались уезжать, сидели в подвалах.
Центральная улица Мариновки, на которой уничтожена большая часть домов. Журналисты идут по дороге, которая укатана танковыми траками. Справа и слева ничего нет. Нужно сносить и строить заново, потому что кирпич превратился в пыль.
Может быть, жители Мариновки и хотели бы вернуться в свои дома, но некуда. В каждом дворе - воронка от снаряда. А вокруг все уничтожено.
"Не знаю, как дальше жить, что делать, что говорить, хоть живой в могилу лягай… 52 года прожила я тут в Мариновке, сама россиянка", - говорит жительница Мариновки Пелагея Вишневецкая.
Она родилась во время войны в Самаре, 73 года назад. В 22, после института, приехала в Мариновку. Всю жизнь проработала в школе.
"Вот это что осталось от школы, это новая школа, сейчас зайдем в середину, посмотрите, это страшные вещи. Это прямое попадание, нашли журнал минометного отделения. Там написано, что уничтожать - школу, детские садики, подстанции и водонапорные башни", - рассказывает комендант села Мариновка Александр Рыбалко.
Мариновку сначала беспощадно бомбили, а потом устроили из села укрепрайон. По словам ополченцев, здесь стояли боевики "Правого сектора". Комендант Мариновки везет журналистов показать так называемые "зеленки". Заряды, отделяющиеся от реактивных ракет систем залпового огня "Ураган". Они разбросаны повсюду в деревне и до сих пор представляют смертельную опасность. Две недели назад из-за такой вот "зеленки" Александр Рыбалко потерял 18-летнего сына.
"Да, 18 лет. На огороде, картошину кинул в ямку, там лежала "зеленка", и она сработала. Кинул, попал и произошел взрыв. Я до больницы его довез, и он в больнице умер. Врачи сказали, ничего не возможно, вот такие дела", - говорит он.
Боевики "Правого сектора" рыли окопы прямо во дворах. Танки и установки "Град" загоняли в огороды. Все, что осталось после бомбежек в полуразрушенных домах, забирали. У одной из женщин уничтожен дом, у другой - полностью разворован.
Сейчас по всей линии фронта перемирие. Но, если украинская сторона его нарушит, то ополчению будет, чем ответить. За время боев скопилось много трофейных бронетехники и боеприпасов. Танки и орудия, которыми уничтожали села и города, развернутся в прямо противоположном направлении.