Дальше тишина — не стало Донатаса Баниониса
Звезда с планеты Солярис - грустный человек с умными глазами. Тот, кто и на сцене, и в кадре жил, а не играл. И любил повторять – "Не ищите в искусстве новое, ищите вечное".
Донатас Банионис - вроде бы неприметный, вроде бы незвёздный. Но такой любимый - из тех, прибалтийских актеров советского кино, у которых, казалось, одна судьба - играть иностранных шпионов и сказочных принцев.
О нем говорили, что его внешность - внутри, его лицо - внутри, оно соткано из эмоций, к которым он прикасается краешком души.
С легкой улыбкой и легким акцентом, фирменным знаком - я все-таки европеец, нужна переозвучка. Ему, оказалось, по силам все. Прожить заново страшное - высылку литовцев в сибирские лагеря - в картине "Никто не хотел умирать", заставить улыбнуться - лукавому пастору из "Берегись автомобиля", брезгливо отвернуться - от клетчатого убийцы из "Принца Флоризеля". И поверить тому, что он все-таки наш, советский - разведчик из "Мертвого сезона".
В последние годы он повторял - вместе со старостью пришла бессонница, и сегодня нет уже никакой мечты. Это кажется странным и страшным. Живу - и все.
Ему было 90 лет.