Матери и жены солдат украинской армии требуют от властей вернуть их близких
В этой гражданской войне жены и матери военнослужащих принимают самое непосредственное участие. Они перекрывают дороги, устраивают акции протеста и требуют вернуть домой своих родственников. Уже второй день матери и жены бойцов пятого батальона "Прикарпатье" блокируют движение в Ивано-Франковске.
Они выстраиваются в живые цепи, и, кажется, с каждым часом держат друг друга за руки все крепче. Матери и жены украинских солдат говорят — с проезжей части одной из центральных улиц Ивано-Франковска не уйдут, пока их родных не вернут домой. Этот протест — их крик о помощи. Крик о том, что мужей и сыновей посылают на верную смерть.
Батальон "Прикарпатье" оказался под огнем ополченцев в воскресенье. Украинские военнослужащие бежали оставив оружие и технику. Их родные уверяют — чтобы воевать, у солдат нет ни сил, ни желания, ни средств.
"Как это?! Отправили без ничего. Сорок автобусов, а вернулось десять. Была у них бронированная разведывательно-дозорная машина, но и ее больше нет. Ребята голые и босые пришли с блокпостов", - говорит Петр Чобанюк, отец военнослужащего.
"Это был минометный и гранатометный обстрел. И много военных остались и без документов, и без одежды, без необходимых вещей. Они вынуждены были всё бросить, они там никому не нужны", - сказала Елена Пендорак, жена военнослужащего.
Военкома Ивано-Франковской области они обступают мгновенно. Вопрос один на всех - что будет с родными, когда те, наконец, будут дома. Больше всего матери и жены боятся, что их родных назовут дезертирами. Комиссар успокаивает — будь он на месте командира батальона, тоже бы отдал приказ отступать.
"Я считаю, что их нельзя обвинять в дезертирстве. Командир батальона сберег жизни и здоровье личного состава батальона", - сказал военком Ивано-Франковской области Иван Павлюк.
Новоград-Волынский. У здания воинской части — бойцы 30-й механизированной бригады. Они пришли получать документы, что участвовали в боевых действиях. Без этих бумаг могут зачислить в список дезертиров. Две недели назад эти солдаты сами выбрались из окружения. Спасались кто как мог.
"Мы, например, на машине добирались, а ребята некоторые пешком прошли 70 км. Мы позвонили нашему командиру, сказали, у нас двое раненых, дайте нам машину, чтобы вывезти их, а он сказал - вы что, живые еще? С таким удивлением еще —так вы выжили", - рассказывает военнослужащий Андрей Бондарчук.
Они говорят в один голос — хоть в суд, хоть в прокуратуру, лишь бы не обратно на юго-восток Украины. Кроме равнодушия и произвола со стороны своего же командования, бойцы, рассказывают, ничего не видели. Доверие к военным начальникам у украинских солдат, кажется, окончательно потеряно.
"Вы трусы, все командирчики, вы трусы все. До атаки за три часа они, командование, все свалили, остались только несколько офицеров. Мой герой, комбат, попал в плен", - рассказывает военнослужащий Олег Хожай.
Зачем воевать, когда ни до живых, ни до убитых солдат военачальникам нет дела. Об этом рассказывает один из военнослужащих в эфире украинского телеканала. Уверяет — молодые ребята для украинской власти не больше, чем "пушечное мясо".
"Людей вывозят только родственники или близкие. Спасибо волонтерам, которые нас поят, кормят, одевают. Они еще вывозят наших погибших в холодильниках и хоронят, а для нашей родины это отработанный материал, они погибли и никому нет дела", - рассказывает он.
Смириться с тем, что их родные могут стать для украинских властей "отработанным материалом", солдатские жены и матери не могут. Оттого вновь и вновь выходят на акции протеста. Хоть так часто чувствуют, что стучатся в закрытую дверь