В двадцать первом веке война идёт не только на полях сражений
Информация - не менее грозное оружие, чем танки и артиллерия. Зрители украинских телеканалов уверены, что города на востоке страны, детские сады и больницы могут обстреливать только ополченцы. В итоге люди, смотрящие телевизор в других регионах Украины, считают террористами чуть ли не всех жителей Донецкой и Луганской областей. А у самих заложников войны нет надежды на СМИ, и некоторые в отчаянии пишут письма жене украинского президента.
Письмо Наталья Жук написала Марине Порошенко, жене президента Порошенко. В украинских СМИ письмо размещать отказались, в администрации Петра Порошенко его тоже не приняли. Чего вообще стоит листочек бумаги, на котором в нескольких строчках всё горе матери, потерявшей в гражданской войне главное, что было в её жизни?
"Почему-то у нас расследование по сбитому "Боингу", где погибли иностранные граждане, ведется, и это освещается на каналах. Но расследование по убийству просто мирных жителей, которые не имели возможности выехать, которые просто хотели остаться в своем городе, мало того, что не ведется, чья сторона их расстреливает, просто бомбит, но еще это скрывается. Не называются данные. И вообще про это не хотят говорить. Во мне видели террористку, во мне не видели маму погибших детей", - рассказывает Наталья Жук.
27 июля 2014 года в 14.00 в сквере Героев, в центре Горловки, залпами из системы "Град" были убиты мирные жители, среди которых были и Кира, и Кристина. Это не стало поводом, чтобы написать статьи в украинских газетах и на сайтах в Интернете, об этом не было репортажей в телевизионных выпусках новостей. Потому что после такого было бы невозможно заставить людей поверить, что нужно продолжать войну в Донецкой и Луганской областях.
Видеозапись — свидетельство бомбардировки зажигательными снарядами городов Донбасса. По мнению многих экспертов, это - фосфорные бомбы, применение которых военное преступление. Телезрители на Западе этих кадров не увидели вовсе, а работники киевского "5 канала" сообщили украинцам что "это террористы начали использовать зажигательные снаряды в Донецке"! При том что у ополченцев нет авиации, чтобы сбрасывать фосфорные бомбы, но кто думает об этом в ситуации когда, как заявляют работники украинских СМИ, "идет война России с Украиной". Точно такие же подлоги происходят и когда сообщают о массовой гибели мирных жителей Донбасса.
Просмотр этих сюжетов приводит к выводу — у зрителей хотят любой ценой отключить способность критически воспринимать информацию, страшными кадрами воздействуя на эмоции.
"Телевидение дает картинку. Это не столько смыслы, это некие ценности, упакованные в виде картинки. И, собственно, воздействие телевидение потому такое сильное, что оно воздействует даже не столько на уровне головы, сколько на уровне подсознания, - говорит завкафедрой социологии и психологии политики на факультете политологии МГУ Елена Шестопал. - И выскочить из этой картинки обычному телезрителю или даже пользователю Интернета довольно сложно".
Всякий раз, когда на экранах появляются убитые люди и разрушенные дома, зрителям украинского телевидения сообщают: "это сепаратисты сами себя убивают". Ополченцы Донецка комментируют увиденное так: "Они показывают те же самые кадры, но говорят, что это мы их убиваем. Это дезинформация полнейшая".
Лекарств и еды в городах Донбасса очень мало, люди, чьи дома разрушены, не знают где ночевать. Когда на этом фоне появилась информация о том, что из Россию отправилась колонна из 280 грузовиков, наполненных гуманитарной помощью, казалось вполне очевидным что эту новость на Украине назовут "хорошей новостью". Но нет, назвали иначе.
Корреспондент телеканала "1+1" разместила в своем сюжете коллажи из Интернета, на которых поясняется, что это "троянский конь" для Украины, что это "волк в овечьей шкуре". Ссылаться на слухи, распускаемые в Интернете, теперь стало хорошим тоном для украинских СМИ.
Завершили виртуальную битву с колонной гуманитарной помощи пропагандисты информацией об очередной своей "полной победе", сообщив, что какая-то колонна бронетехники из России была уничтожена.
На сайте президента Порошенко появился пересказ его разговора с британским премьером с таким текстом: "Эта информация достоверна и подтверждена, поскольку значительная часть этой техники была уничтожена ночью украинской артиллерией".
На сайте президента Порошенко появился пересказ его разговора с британским премьером с таким текстом: "Эта информация достоверна и подтверждена, поскольку значительная часть этой техники была уничтожена ночью украинской артиллерией".
Показательно, что в первом официальном сообщении о разговоре Порошенко с Кэмероном ничего о колонне или колоннах не говорилось ничего вообще, появилось же это сообщение лишь спустя несколько часов после первой версии.
Российское министерство обороны не без сарказма в ответ заявило, что "лучше всего будет, если украинская артиллерия уничтожила фантом, а не беженцев или собственых военнослужащих", поскольку нашей военной колонны на территории Украины попросту не было.
И кто из украинцев разберется во всем этом информационном сумбуре — что за колонна, была ли она вообще, та ли это колонна, к которой активисты "диванной сотни" в Интернете пририсовали белые танки и БТР, или же это очередной пропагандистский фантом. Пиар на войне — это когда воюют и побеждают на словах, создавая у зрителей нужное впечатление.
"Они просто отрабатывают те технологии, которые уже запущены. Это просто часть тех технологий манипулирования и воздействия, с одной стороны, на население и общество украинское. С другой стороны, это вполне конкретные такие месседжи угрозы к своим соседям, в первую очередь к России. Поэтому в этом смысле разжигание этого национализма - это и есть перевод наших отношений из рационального в эмоциональный уровень, поиск врага, нахождение его, локализация, называние и таким образом якобы происходит такая цивилизованная борьба с этим врагом", - сказал декан факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Юрий Зинченко.
Технологии, которые используют во многих средствах массовой информации стран Запада, а теперь вот и Украины, в художественной форме описал Виктор Пелевин, в книге "S.N.U.F.F." - в философском фэнтези, напоминающем еще и жесткую политическую сатиру, действие которого происходит в стране под названием Уркаина и в руководящей метрополии под названием Биг-Биз, которая контролирует сферу финансов и сферу сознания уркаинцев.
Вот только один из примеров этого, не из книги, а из жизни: еще в феврале в Киеве протестовали против жестокого использования водометов против активистов майдана, а уже в августе многие одобряют применение пулеметов против сограждан. Изменилось и сознание, и мотивация, и отношение многих людей к жестокости и насилию. Причем они ведь даже не заметили этого.
Роль некоторых западных политиков и некоторых западных СМИ в этом вполне можно назвать решающей.
"Пелевин тоже тогда хорошо сказал в своем романе: сила современной философии не в силлогизмах, а в авиационной поддержке. Не выясняя огненную суть его силлогизма, он пишет, прежде всего, надо поинтересоваться источниками его финансирования и стоящими перед ним задачами. И это на самом деле очень, как говорится, хороший полезный интересный подход, что наезд на Россию, наезд на путинскую Россию, если хотите, и наезд на Путина начался задолго до Украины. Он начался еще до Олимпиады, - говорит писатель, публицист Исраэль Шамир. - За несколько последних лет, я бы сказал, начиная от событий в Ливии, западные СМИ превратились в машину массовых манипуляций".
Вести войну чужими руками, получая от этого экономическую выгоду для себя и ослабляя конкурентов, — это, конечно же, большое умение. Однако накопилась уже "критическая масса" обобщений от последствий этого умения. Кровавый хаос в Ираке, Ливии, Афганистане, гражданская война в Сирии, а ранее развал Югославии, говорят сами за себя.
"Наши друзья и близкие на Украине тоже, к сожалению, были таким образом введены в заблуждение, уведены в другую сторону. Эта вещь создается извне, которая раздувается, и одна из ее главных целей - это натравить население Украины на Россию, которая стала непокорной, стала сильной, стала богатой", - сказал писатель, публицист Исраэль Шамир.
В части же противодействия пропаганде людям, уставшим от бесконечного стресса, исходящего из средств массовой информации, профессиональные психологи рекомендуют перейти от эмоционального восприятия новостей к их критическому анализу в стиле "а кому, собственно говоря, это всё было выгодно".
"Большая часть того, что происходит сейчас, в плане информационных выбросов, они действительно глупые, потому что советчики в данном случае не учитывают тех давних связей, которые существуют между Россией и Украиной, они не учитывают многих наших исторических моментов и не учитывают особенности менталитета. У нас же невозможно повторить то, что было на площади Тахрир или другие соответствующие революции. То есть в данном случае недоучет этих давних связей между Россией и Украиной показывает абсурдность некоторых или большей части тех стимулов, которые подбрасываются", - говорит декан факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Юрий Зинченко.
В практическом плане это означает что лучшее противодействие манипуляторам таково: не стоит участвовать в ссорах и скандалах с чрезмерно эмоционально заряженными людьми, куда лучше действовать в практическом плане - быть терпимым, посылать гуманитарную помощь и принимать беженцев, поддерживать родственников, особенно если они находятся в зоне противостояния. Все это работает сильнее самых изощренных политтехнологий, с помощью которых хотят столкнуть украинцев и русских, по сути дела, столкнуть нас с самими же собой.