Расследование трагедии в метро: кто мог прикрутить важнейший механизм обычной проволокой?
Первые официальные выводы экспертов о том, что стало причиной трагедии в метро, будут объявлены через 2 дня. По предварительным данным, было обнаружено грубейшее нарушение при установке стрелочного механизма. Уже есть первые задержанные по этому делу.
Состояние линий метро проверяют каждую ночь, но сегодня этот контроль был особенно тщательным. Повышенное внимание инженеры уделили каждому стрелочному переводу. Их в столице 437. Такое пристальное внимание объясняется тем, у следствия неисправность стрелки - основная версия трагедии.
Авария случилась между станциями "Парк Победы" и "Славянский Бульвар". Рядом строят тоннель для ветки в район Солнцево. Поезд сошел с рельсов в месте, где Арбатско-Покровская линия пересекается с новым тоннелем, как раз там, где в железнодорожном полотне установлен стрелочный механизм. В одном положении рельсы ведут в сторону "Славянского бульвара", в другом - в сторону новой ветки. Разрушенные вагоны нашли именно в том тоннеле, который построен совсем недавно. Состав был направлен совсем в другую сторону, крушение было неминуемо. Стрелку вмонтировали несколько дней назад. Следственный комитет задержал двоих подозреваемых: старшего дорожного мастера метро Валерия Башкатова и помощника дорожного мастера Юрия Гордова.
"По данным следствия они имели непосредственное отношение к работам по укладке стрелочного перевода нового участка пути, который как раз располагается как раз между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар". Эти работы были проведены с грубейшими нарушениями, в частности, стрелочный механизм был зафиксирован обычной трехмиллиметровой проволокой, обрыв которой и стал, по предварительной версии, следствием причины этой трагедии", - сообщил официальный представитель Следственного комитета РФ России Владимир Маркин.
Стрелочный механизм - сложнейшая часть всей железной дороги. В метро действует целая система по предотвращению самопроизвольного срабатывания стрелки. В случае если она не используется, на механизм ставится замок, который блокирует положение рельсов. Как пояснил главный инженер метрополитена Казани Эльмир Зарипов, стрелка запирается на обычный висячий замок, когда не достроена другая часть тоннеля, чтобы поезд шел только в одну сторону.
Судя по заявлению Следственного комитета, вместо этого замка и была использована обычная проволока. По мнению экспертов, она могла порваться от вибрации после того, как прошел предыдущий состав.
Сергей Солодов ехал в третьем вагоне поезда, сошедшего с рельсов: "По ощущениям было вначале, как торможение, буквально несколько секунд, очень короткое – и сразу рывок, звук удара. Мы полетели все".
Резкое секундное торможение может говорить о том, что машинист в самый последний момент все же увидел неисправность и постарался избежать трагедии, считают эксперты. Причем в данном случае, рельсы не перевелись из одного положения в другое, а именно отошли. Получился обрыв полотна.
По правилам, около каждой стрелки установлен светофор. Красный свет загорается автоматически, когда механизм неисправен. Но так как данная стрелка не использовалась, то светофора там не было. Об этом рассказал машинист московского метро Валерий Собачкин: "Я этого понять не могу, в голове не укладывается, если они это поставили, значит, заведомо знали, что может привести к таким последствия, это априори не должно быть, эта стрелка нерабочая".
Следствие только началось, впереди десятки экспертиз и исследований. Пока в этом деле многое остается непонятным. К примеру, почему на столь вопиющее нарушение всех норм безопасности не обратили внимания обходчики? Ночью сотрудники метро полностью проверяют состояние всех коммуникаций. Для выявления скрытых повреждений используют так называемый дефектоскоп. Как объяснил начальник службы пути Виктор Мальцев, "ультразвуковая волна вводится в рельсы и выявляет дефекты; при наличии дефектов там появляется сигнал и определяется оператором опасность дефектов".
Специалисты не исключают и другие версии. Среди возможных причин называется плохое состояние самого железнодорожного полотна и проблемы с составом или тормозной системой поезда.
Вячеслав Бабочкин 7 лет работал на заводе "Метровагонмаш", где производят состав "Русич", который попал в аварию. По его словам, он и еще 15 коллег уволились, потому что отказались ставить на предыдущую модель поезда бракованные детали.
Московское метро - первое в мире по интенсивности движения. Только за 2013 год было перевезено более 2,5 миллиарда человек – население Индии и Китая, вместе взятых. Пассажиров перевозит более 10 тысяч поездов. Общая протяженность линий 325 километров. Это расстояние от столицы до Брянска. За последние 14 месяцев в метро произошло 35 внештатных ситуаций.
Заместитель мэра столицы Петр Бирюков заявил, что в этом большом хозяйстве есть проблемы: "Причины, которые высказаны следователями, совпадают с нами - неудовлетворительное состояние хозяйства, связанное с неудовлетворительной эксплуатацией, в данном случае – стрелочного перевода".
Сейчас эксперты, инженеры делают все возможное, чтобы трагедия не повторилась. Создана независимая общественная комиссия по определению причин аварии. В Следственном комитете заявили, что к уголовной ответственности будут привлечены все виновники происшествия. Масштабные проверки начались во всех 8 городах России, где есть подземный вид транспорта.