Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
30 июня 2014, 21:00

Памяти трагически погибшего в Донецкой области оператора Первого канала Анатолия Кляна…

Анатолий Сергеевич. Толя Клян. Сегодня ночью в Донецкой области украинские военные расстреляли из автоматов нашего оператора. Он снимал репортаж о женщинах, которые хотели забрать с этой гражданской войны своих сыновей.

Для нас на этой войне не было чужого горя. Погибшие журналисты, мирные жители, дети, беженцы из Славянска, Краматорска, Луганска, Донецка - все они прошли через наше журналистское сердце и через сердце нашего оператора Анатолия Сергеевича Кляна. Но сегодня - это наше личное и профессиональное горе.

В нашей информационной студии сегодня непривычно тихо. Мы все здесь, все, кто любит и всегда будет любить Анатолия Кляна. Это наша общая минута молчания в память о прекрасном, очень добром, светлом человеке, который всегда честно выполнял свой профессиональный долг…

Анатолий Клян прошел все горячие точки - Югославия, Ирак, Сирия - и остался цел. Зрители видели все ужасы войны через объектив его камеры. И это первая за много-много лет боевая наша потеря. Потому что первый раз именно на этой войне, в нарушение всех международных законов, мишенью совсем не случайно становятся сердца журналистов.

Анатолий Клян был убит во время съемки. Те, кто стрелял на поражение, точно знали - в автобусе женщины и журналисты. В пресловутом мирном плане президента Порошенко один из пунктов ясно гласит - сложите оружие и уходите.

Куда он предлагает уходить людям из юго-восточных областей Украины? Зачем Порошенко нужна пустая земля этих областей? Почему военным разрешают стрелять по домам мирных граждан, роддомам и детским садикам? Почему журналисты становятся живыми мишенями?

Судя  по всему, украинское правительство воюет за энергоресурсы, и человеческие жизни на юго-востоке страны для них ничего не значат. Поэтому все переговоры заходят в тупик, а мирный план оказывается невыполнимым. 

Кадры последнего репортажа Анатолия Кляна никогда бы не попали в эфир. Черновой, рабочий материал. К тому же - оператор в кадре. Практически брак. Оператор в кадр попадать не должен.

Они ехали снимать, как казалось, рядовую историю. Таких на Украине было уже несколько десятков. Матери солдат у ворот части пытаются докричаться до своих сыновей, призванных в армию. Призванных, для того чтобы воевать против своего же народа. Поездку организовали ополченцы. Кроме водителя, журналистов и матерей в этом желтом автобусе никого не было.

Анатолий Клян прошел несколько войн - от Югославии, Ирака до Сирии, и прекрасно понимал, что яркий накамерный свет - это отличная мишень. И включать его опасно. Но включил. Нужно было записать интервью.

Почему пресс-служба Донецкой народной республики позвала журналистов в эту поездку ночью, остается неясным. Хотя до этого и такое тоже бывало. И даже каких-то ребят из военной части отпускали. Но на этот раз разговора не получилось, и решено было вернуться назад. Отъехали от ворот части, даже вышли из автобуса, думая, что в безопасности, но тут - сигнальная ракета и стрельба.

Обстрел зафиксировала камера самого Толи Кляна. Когда он скажет именно - скажет, а не крикнет, что в него попала пуля, на это никто не обратит внимания. Все увидят, что ранен водитель, он попытается вывезти автобус из-под обстрела. Но когда Клян скажет корреспонденту, что не может держать камеру, станет понятно, что дело плохо.

Стреляли откуда-то сбоку, со стороны пассажирской двери, без предупреждения и сразу на поражение. Раненый водитель вел автобус до тех пор, пока мог, а в салоне коллеги пытались сделать хоть что-то, чтобы Толя не потерял сознание. Но ему становилось все хуже и хуже.

"Толя сказал: "Меня ранило". Причём, сказал несколько раз. Дальше я держал его. Я не знал, что делать, я не знал, как можно помочь. Не представлял, куда попало. Он только сказал, что тяжело дышать. А я не знал, куда попало, и как попало", - говорит корреспондент РЕН-ТВ Виталий Ханин.

Потом они поймают попутку, пересадят туда Анатолия Кляна, который был еще в сознании, и попытаются доехать до больницы.

"И вот когда Толю перекладывали, из автобуса начали выносить, и его последние слова были, знаете, он обернулся и сказал: "Камера, камера..." В автобусе камера у него осталась. Это вот были его последние слова", - рассказывает корреспондент Первого канала Евгений Лямин.

В отделе операторов Первого канала его чаще всего звали "дядя Толя". Не из-за возраста, а из-за хозяйственности. То он приносил корзину с лисичками, то приглашал всех на рыбалку, которой страстно увлекался.

Когда украинские власти закрыли въезд из России всем мужчинам до 60 лет, дядя Толя, улыбаясь, сообщил, что вот оно - преимущество возраста! И поехал в командировку в Донецк, сменив там съемочную группу Дениса Давыдова.

"Мы с ним обнялись. Я всегда называл его Мастер. И говорю: "Мастер. Я очень жду тебя в Москве. Быстрее возвращайтесь". Он говорит: "Да! Мне, дружище, надо очень быстро приехать. До сентября, обязательно. Потому что у меня в сентябре рыбалка", - рассказывает корреспондент Первого канала Денис Давыдов.

И еще. Оказалось, что очень страшно брать интервью у своих же коллег по такому поводу.

"Это мой родной человек. Это большой добряк. Анатолий Сергеевич Клян. Мой друг… Извини… Всё, ребята, извините. Я больше не могу…" - прервал интервью оператор Первого канала Вячеслав Архипов.

К телецентру, единственному и на всю жизнь месту работы Анатолия Кляна, сегодня весь день незнакомые ему люди несут цветы.

Читайте также: