Репортеры продолжают ехать в «горячие точки», несмотря на смертельную опасность
Журналисты, и не только российские, сильно рискуют, отправляясь в командировку на Украину. Всего за две недели там погибли трое представителей СМИ, а до этого жертвами обстрелов стали итальянский фотограф и его переводчик.
Но, несмотря на опасность, репортёры всё равно отправляются в зону боевых действий, чтобы выполнять свой профессиональный долг и рассказывать о том, что происходит.
Журналиста на войне убить легко, особенно телевизионного. Конечно, мы пытается прятаться, когда опасно, но надо снимать. Снимать, как прячутся другие, как боятся умереть, и как умирают под обстрелом. Ведь видеокадры пронзительней любых слов передадут то, что чувствуют люди, когда слышат, например, свист мины.
Оператор Первого канала Анатолий Клян ровно так и работал. В Югославии, в Афганистане, в Ираке, на Украине. За 40 лет в "Останкино" - тысячи съемок, сотни и сотни командировок. Между фронтовым Донецком и мирной Москвой - целая тысяча километров, и всего тысяча. Ведь это и его кадры заставляли миллионы телезрителей отвлечься от домашних дел и забот и испытать, глядя на ставшую такой близкой войну, это подзабытое чувство сопричастности с людьми на юго-востоке Украины, которых бомбят, обстреливают, забрасывают минами. Каждодневно и ежечасно. Массово убивают в Европе, в XXI веке.
"Мы глубоко скорбим в связи с гибелью оператора Первого канала. Это тревожный сигнал и для мирового сообщества. Есть веские основания считать, что он убит именно за принадлежность к профессии. И мы требуем от киевских властей прекратить насилие и соблюдать перемирие, и провести расследование гибели российских журналистов", - сказал председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин.
Журналисты на Украине уже давно стали мишенью. В конце мая под минометным обстрелом погиб итальянский фоторепортер Андреа Рокелли и его переводчик Андрей Миронов. С тех пор - еще 3 смерти и репортерам приходится не просто честно выполнять свой долг, а буквально выживать. Ведь каждый съемочный день для них может стать последним.
"На передовой журналист или нет, это не имеет значения, нет никакого оправдания насилию и убийствам", - заявил представитель ОБСЕ Дунья Миятович.
Кадры, которые до сих пор невозможно смотреть без боли: взрыв, всего пара секунд, и двое молодых, красивых людей перестали жить. Под этим минометным обстрелом погибли журналисты ВГТРК - корреспондент Игорь Корнелюк и звукооператор Антон Волошин. И вместе с ними в одно мгновение жизнь закончилась для их родных и близких, которые их любили и так ждали дома, ждали, не отрываясь от телевизора, ведь если появились в кадре, значит живы. А корреспонденты просто делали свою работу, видели и снимали, чтобы увиденное показать, даже если ради этого приходится рисковать.
"Нельзя убивать глаза и уши общества, людей, которые хотят найти истину и рассказать, что на самом деле происходит", - говорит председатель Союза Журналистов России Всеволод Богданов.
На коленях и с мешком на голове. Сотрудников канала "Лайфньюс" арестовали, связали, держали в яме и избивали националгвардейцы. Их обвинили в терроризме. И это несмотря на то, что у журналистов были с собой все необходимые документы. А их просто не хотели слушать.
"Наша задача в том, чтобы задокументировать факты, которые мы видим. И когда на журналистов совершаются нападения, то это можно охарактеризовать лишь как серьезнейшую ошибку и нарушение свобод человека", - считает генеральный секретарь Национальной федерации журналистов Италии Франческо Сидди.
Похожая история случилась со съемочной группой телеканала "Звезда", которую задержали на украинском посту. Надуманные обвинения, допросы с пристрастием и побои. Настолько сильные, что корреспондент Евгений Давыдов частично потерял слух.
Работать на Украине репортерам из России становится все сложнее. Киевским властям невыгодно, чтобы кто-то рассказывал и показывал картину реальных событий на юго-востоке страны.
"На журналистов открыта охота, что является еще большим преступлением", - считает лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
"Я абсолютно убежден, что украинская власть в лице президента, в лице тех, кто отдают преступные приказы, должна нести международную ответственность за содеянное", - уверен лидер фракции "Справедливая Россия" в Госдуме Сергей Миронов.
"Неонацисты готовы на любые, самые жестокие преступления и убийства для того, чтобы скрыть от мирового сообщества истинные масштабы той трагедии и катастрофы, которая происходит", - заявил заместитель председателя Госдумы Сергей Железняк.
"Анатолий Клян своей камерой эту правду нес не только для всех граждан России, но и для всего мира, ибо большинство западных журналистов боятся приезжать в "горячую точку", - полагает лидер фракции ЛДПР в Госдуме Владимир Жириновский.
Репортер телеканала "Russia Today" Федор Завалейков был ранен в Мариуполе во время обстрела. Вывезти его в Россию для лечения киевские власти разрешили лишь после нескольких дней переговоров.
Под обстрел попала группа Первого канала во время съемок репортажа о ситуации под Славянском. Минувшей ночью в Донецке были обстреляны еще две съемочные группы телеканалов РЕН-ТВ и "Лайфньюс". Обошлось без пострадавших. Пока без пострадавших.