Боевики армии «Исламского государства Ирака и Леванта» штурмовали иракский город Тикрит
Также на неделе она бились за сирийский Абу-Камаль, устроили теракт в Бейруте и попытались прорваться в Египет. Они захватывали пограничные переходы в соседние Сирию и Иорданию, расстреливали пленных сотнями, собственных боевиков - десятками за недостаточную жесткость и объединялись с группировками Аль-Каиды. А сегодня и вовсе объявили о создании исламского халифата.
Президент Ирака уже обратился к Сирии - практически вызывая огонь на себя. Он просит ударить с воздуха по территории своей страны, по всей этой средневековой орде - более фанатичной, чем афганские талибы, и вооруженной лучше, чем ливийские джихадисты.
Американцы уже объяснили властям Ирака: разбирайтесь сами. Ведь еще раз ввести войска - катастрофа. Но не ввести - тоже катастрофа. И Белый дом решил дружить с вечным иракским врагом - Ираном.
Искать путь к сердцу Тегерана Вашингтон начал в сентябре прошлого года. Тогда Барак Обама позвонил Хасану Роухани (тот - месяц как президент Ирана). Это был первый за 34 года разговор американского и иранского лидеров.
"Верховный лидер Ирана издал фетву против разработки ядерного оружия. Президент Роухани указал, что Иран никогда не будет заниматься разработкой этого оружия. Я пояснил, что мы уважаем право иранцев на мирный атом при условии выполнения ими своих обязательств. Что также может облегчить международные санкции, действующие против Ирана", - заявил тогда Барак Обама.
Отсылка Обамы к фетве аятоллы звучит особенно трогательно. Учитывая, что та была издана еще - внимание - в 2005 году. Почти 10 лет Вашингтон не верил Тегерану, а тут - поверил. Чудесное прозрение совпало с длинной вереницей неудач в ближневосточной политике США: несостоявшаяся война с Сирией, неопределенность в Афганистане, провал проекта "Арабская весна" и выход из-под контроля разномастных вооруженных группировок.
За полгода США дали Ирану целый ряд послаблений. В январе отменили запрет на транспортировку нефти и разморозили миллиардные активы, в марте сняли еще часть нефтяных санкций, а в апреле - авиационные ("Боинг" возобновил экспорт в Иран столь необходимых запчастей к самолетам). Недавно Роухани заявил: еще месяц - и санкций не будет вовсе. Официально это трактуется как выполнение Западом своей части договоренностей, достигнутых международной "шестеркой" в Женеве. Однако на смягчение санкций США намекали еще до той встречи. А в изменившейся международной ситуации Вашингтон будет ковать, пока горячо. Случайно ли, ослабляя хватку на горле Ирана, США одновременно накручивают истерию вокруг санкций против России?
"Всем понятно, что американцы - основные конкуренты Москвы в том, что касается поставок нефти и газа. Возможное сотрудничество в газовой области, какие-то картели, куда бы входил Иран, куда бы входила Россия - это угроза национальным интересам Вашингтона, допустить это он вряд ли захочет", - говорит старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Сотников.
У Ирана и раньше были проекты газопроводов в Европу, и Россия даже против них не возражала. Но это было до нынешнего газового конфликта с Украиной, до попыток США оторвать Европу от российских энергоносителей (в ущерб самой Европе). Едва ли Иран после снятия санкций откажется от борьбы за европейский рынок. На это, правда, нужны время и деньги, но это как раз то, что могут дать США.
"Американцы хотели бы, безусловно, использовать этот газовый фактор, но, я думаю, в Вашингтоне понимают, что на следующий день после снятия санкций Иран не сможет выбросить на газовый рынок нужное количество газа, чтобы конкурировать с Россией. Поэтому это возможно на дальнюю перспективу. Экономическая битва за Иран произойдет, несомненно", - говорит старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин.
Другой фактор, ускоривший разворот США в сторону Ирана - "Исламское государство Ирака и Леванта". Те самые террористы, которых Вашингтон осуждает в Ираке и поддерживает в Сирии (в западной системе ценностей это называется "целевое союзничество"). Каша, которую боевики заварили в Ираке, делает совсем уж позорным финал и так бесславной иракской авантюры США. Самим расхлебывать эту кашу хлопотно и невыгодно, другое дело - попробовать натравить на террористов-суннитов шиитский Иран, благо Тегеран уже вложил массу политического, да и реального капитала в поддержку иракских единоверцев.
"Иран рассматривается если не как союзник, то как партнер по парированию этой террористической угрозы в Ираке. Даже допускается введение если не контингента, то во всяком случае военных советников - вот эти вопросы беспокоят Израиль", - отмечает директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин.
Интересный поворот. Если, скажем, Россия с точки зрения США - зарвавшийся конкурент, а Ирак - так просто вещь, геополитический ресурс, то Израиль вроде задекларирован как союзник? Дружбу США с арабскими шейхами израильтяне скрепя сердце терпят, но персы - по-прежнему заклятые враги. Премьер Нетаньяху пытался возмутиться, но холодный прием Обамы напомнил ему старую истину о постоянных союзниках и постоянных интересах.
"Я убежден: величайшим кошмаром для всего мира был бы режим, способный терроризировать не сотни и не тысячи, но миллионы людей. Вот этого нужно избежать, и лучший способ избежать этого - сделать в Иране то, что было сделано в Сирии. Демонтировать и вывезти производственные мощности для создания оружия массового поражения. Но я боюсь, что в Иране происходит нечто иное. Я боюсь, что вместо демонтажа и ликвидации с Ираном пошли по принципу "сохранить и инспектировать". Не уверен, что это сильно поможет", - заявил Нетаньяху.
Едва ли не большим ударом для Израиля стала реакция США на новое палестинское правительство, созданное помирившимися после долгой вражды движениями "Фатх" и ХАМАС. Последнее не признает Израиль, поэтому Нетаньяху разорвал с палестинцами переговоры. Ждал поддержки - все-таки США считают ХАМАС террористической организацией. Но Вашингтон нашел лазейку: члены ХАМАС формировали кабинет, но сами в него не вошли, значит, с ним можно вести дела. Лазейка нашлась, осадок остался - в Израиле опасаются, что от них потребуют признать с новым палестинским правительством заодно и ХАМАС.
"В вопросе палестино-израильских отношений Израиль настроен очень пессимистично. Наши власти убеждены, что Соединенные Штаты просто теряют время, посвящая столько внимания кризису, который не столь важен, и не обращают внимания на реальные проблемы Ближнего Востока", - говорит профессор секции Ближнего Востока в Еврейском Университете (Иерусалим) Эльдад Пардо.
Теряют время - или же затягивают, решая проблемы как-то по-своему? Нетаньяху ощутил на себе рикошет новой ближневосточной политики: США дали понять, что после провала палестинских переговоров и краха арабской весны, смогут найти новых союзников в регионе. При этом в Вашингтоне не стесняются критиковать Израиль, например, за его нейтральную позицию по украинскому вопросу. Словно у израильтян нет права самим выбирать внешнюю политику.
"Несколько лет назад я разговаривал с одним иранским министром, он сказал, что Америка всегда создает новые кризисы, чтобы отвлечь внимание от старых, которые она же и создала. Это своего рода отрицающая всех и вся внешняя политика, при которой каждый новый кризис, новое зло, похоже, скрывает за собой предыдущее зло, созданное теми же людьми", - говорит политолог Джон Лафленд.
Если иранский гамбит США реализуется, рикошет будет уже серьезней - вплоть до перезагрузки Ближнего Востока, с перестановкой региональных центров силы, возможно - с перекраиванием политической карты и уж точно - с новой кровью. Мы же помним, перезагрузка по-американски очень часто оказывается перегрузкой.