Чтобы вернуть домой из осажденного Славянска российскую школьницу, провели целую спецоперацию
Заложниками украинских силовиков становятся не только журналисты. Невольной пленницей осажденного Славянска оказалась 11-летняя российская школьница Аня Василенко, которая приехала на Украину к родственникам погостить еще зимой. Но забрать девочку из зоны боевых действий родители уже не смогли. Для того чтобы она вернулась домой, была разработана настоящая спецоперация.
11-летняя Аня Василенко наконец-то дома. Она стойко держалась всю дорогу, но едва увидела маму, расплакалась. Три долгих месяца девочка была в украинском Славянске. Родители отправили Аню в гости к тете, а дочка оказалась на войне.
"Конец февраля это был. Я ее сам отвез к своим родственникам, потому что менял место жительства, это была середина учебного года, нужно было, чтобы в школу ходила. И я спокойно ее отвез, было мирно, нормально", - рассказывает Александр Василенко, папа Ани.
Александр Василенко признается, даже свидетельства о рождении не оставил, был уверен: заберет дочь без проблем, как только решит все дела. Но когда ситуация в некогда мирном Славянске стала критической, Аня плакала по телефону и говорила, что каждый день слышит взрывы.
Александр бросил все дела и решил ехать. Но украинские пограничники перестали пускать на Украину мужчин с российским паспортом. Тем более, Василенко - офицер запаса. Родственники по ту сторону границы тоже ничем помочь не могли - вывезти ребенка в Россию без документов было невозможно.
"Единственный вариант у Александра Ивановича был - какими-то путями перебраться туда. А это значит - нелегал. Российский военный, ну, это просто находка для сегодняшней власти Украины, поэтому мы отговаривали Александра Ивановича от таких поступков и искали возможности вывезти официально", - рассказывает уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации Павел Астахов.
Это была целая спасательная операция, детали которой держат в секрете до сих пор. Аня вместе с тетей и ее детьми добиралась до границы с Россией больше 20 часов, сколько блокпостов они проехали, девочка даже не помнит, сбилась со счета. Если бы не вмешательство МИД России, говорит уполномоченный по правам ребенка, неизвестно, чем закончилась бы эта история.
"Женевские конвенции о защите мирного населения во время боевых действий не выполняются, не обеспечивают детям права на воссоединение с семьей", - отмечает Павел Астахов.
По данным миграционной службы, сейчас на территории Украины находятся около 25 тысяч наших соотечественников. В аппарате уполномоченного по правам ребенка при Президенте заверили: как только у кого-то возникнут проблемы, их готовы оперативно решать, тем более сейчас сценарий возвращения россиян отработан.
А Семья Василенко теперь может отпраздновать новоселье всей семьёй. Аня наконец-то увидела свою новую комнату и кота Пама. С гордостью делится планами, что и где поставит. Извинилась только, что расплакалась, когда увидела родителей. Дочь офицера, говорит, должна держаться стойко.
"Представьте, чуть ли не три месяца без родителей прожить, еще плюс - война на Украине, это же страшная штука. Еще соскучилась, я вот и расплакалась", - объясняет Анна Василенко.
Аня заявила родителям: больше никуда без них не поедет. Да они и сами от нее теперь ни на шаг.