«Батальон смерти»: женское лицо Первой Мировой глазами российских режиссеров
Одна из самых ярких личностей истории российской в контексте одной из самых трагических страниц истории мировой. В Петербурге завершаются съёмки картины "Батальон смерти".
Лента повествует о патриотическом эксперименте Временного правительства Российской империи, которое разрешило создать новые воинские части из тех своих подданных, которые от армии были очень далеки: дворянки, крестьянки, работницы...
Сцена присяги сохранилась на фотографиях. По ним удалось воссоздать все до мельчащих подробностей. Место действия - Инженерная академия, Михайловский замок в Петербурге, именно здесь дислоцировался в 1917 году женский батальон, и именно отсюда бесстрашные девушки ушли на фронт.
И коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут, а если надо, научатся стрелять из пулемета. Это о тех сильных русских женщинах, которые в Первую Мировую войну добровольно отправились защищать Родину. Молодые девушки хотели собственным примером пристыдить солдат - мужчин, отказывающихся воевать.
"Они добрые, они отважные, они работоспособные, терпимые, я думаю, они даже этим отличались от мужчин. И это было даже лучше", - говорит актриса Яна Малинчик.
"Это ощущение женщины, как женщины-защитницы, у нас все равно существует, и поэтому на Мамаевом кургане стоит Родина-мать. Тут все сочетается: и наша любовь к Отчизне, вообще понятие "любовь": и к Отчизне, и к человеку, и к ребенку, и к родной земле. Все это присутствует в нашем фильме", - говорит автор идеи и генеральный продюсер фильма "Батальон смерти" Игорь Угольников.
"Солдатки" под командованием подпоручика Бочкаревой - еe играет Мария Аронова - прошли курс молодого бойца за неделю, после чего сразу отправились в центр военных действий: смело шли в штыковую атаку.
"Я боюсь оружия страшно, я боюсь страшно пиротехники. И для меня это серьезный шаг вперед, потому что я существовала вся в пиротехнике, я владела револьвером, что для меня страшное дело", - говорит Мария Аронова.
Бочкарева установила в своем батальоне жесткую дисциплину: подъем в пять утра, занятия до десяти вечера и простая солдатская еда. Актрисам все это пришлось пережить по-настоящему. Мария Кожевникова не жалела себя, даже когда узнала, что беременна. Короткую паузу, конечно, взяла, но сразу после рождения сына снова встала в строй.
"Мы действительно, как в армии, вставали, бегали марш-броски по несколько километров, учили нас через поволоку железную перелезать, я расцарапала все руки в кровь, потому что все действительно по-настоящему", - рассказывает актриса.
Консультанты ничего не упускают из виду - как говорят и двигаются актеры, натурально ли выглядят костюмы, качественно ли воссоздана боевая техника и оружие.
"Вторая мировая война - это забытая первая. Кроме того, ведь там были защитники Отечества, наши предки, наши прадеды. Память о них вытерта из нашего сознания и, я считаю, что это несправедливо", - считает Игорь Угольников.
"Когда Игорь позвал меня снимать эту картину, и мы начали все это изучать, то открылась просто бездна интересного, бездна нового для меня. У меня вообще изменилось отношение к женщине. Они у нас ни одна ни разу не пикнули, ни одна не пришла, не пожаловалась. Они плакали, они там втихоря, когда очень было холодно, выпивали чуть-чуть водки, чтобы согреться, но мы кричали: "Начали!", и они хватали винтовки и бежали в атаку", - рассказывает Дмитрий Месхиев, режиссер-постановщик фильма "Батальон смерти".
Девушки сражались в боях не хуже мужчин, однако, стали жертвами предательства. Революционный солдатский комитет бросил их во время очередной атаки и приказал оставить без подкрепления в отбитых немецких окопах. Офицеры, оставшиеся в тылу, бросились им на выручку, но было поздно. Около 30 девушек погибли. За легендарным женским батальоном закрепилось страшное название "Батальон смерти".