В Эрмитаже представили новую технологию маркировки музейных экспонатов
Шпионские разработки в музейном деле. В Эрмитаже начали внедрять секретные технологии, которые разрабатывали совместно со специалистами оборонной отрасли. На ценные экспонаты ставят специальные метки, которые невозможно ни стереть, ни сжечь.
Достаточно метки, размером с пылинку, нанесённой специальным раствором, чтобы прибор безошибочно определил: экспонат - собственность Эрмитажа. Смесь музейщики разрабатывали совместно с научно-исследовательским институтом Министерства обороны. Технология ее приготовления - тайна. Она уникальна не только по химическому составу, но и по размеру и концентрации мельчайших частиц. Такую маркировку не подделать - уверены специалисты.
"Это составы на основе люминофоров, если говорить простым языком. А свойства этих люминофоров, их количество, спектральные характеристики и являются предметом тайны, предметом самой маркировки. Технология позволяет создать таких составов различных до ста тысяч. Это очень много, это значит, что для каждого музея можно создать такой состав", - объясняет замдиректора музея "Государственный Эрмитаж" Алексей Богданов.
Метку невозможно увидеть при обычном освещении, проявляется она только в ультрафиолете при помощи спектрометра. Маркировка имеет несколько уровней защиты и сохраняется при температуре более 2000 градусов, так что принадлежность экспоната можно будет определить даже по пеплу.
Эрмитаж начал работать над системой маркировки экспонатов в 2006 году, когда было выявлено крупное хищение из фонда ювелирных изделий. Пропало более 200 драгоценных украшений. После скандальной истории Министерство культуры поручило усилить меры безопасности в музеях по всей стране и подсчитать имеющиеся коллекции.
"Проблема - как массово наносить эти метки на все наши экспонаты, когда такое большое хозяйство - 3 миллиона вещей. Просто поставить точку - недостаточно. Если это не фиксировать в базе, мы можем прийти к такому моменту, что часть вещей у нас будет отмаркирована, а часть нет. Мы не поймем сами, случайно ее не отмаркировали или подменили уже вещь", - рассказывает главный хранитель музея "Государственный Эрмитаж" Светлана Адаксина.
Опыт Эрмитажа, возможно, будут использовать и другие хранилища. Специалисты Русского музея предлагают создавать электронные копии экспонатов, а параллельно и современные базы данных. Эксперимент здесь уже начали с раздела нумизматики. Работники сканируют монету со всех сторон и описывают в мельчайших подробностях все сколы, потертости, трещины. Микроскоп позволяет получить максимально четкое изображение. Получается 3Д-модель.
"Это особая метка. Меткой является сам предмет, обладающий уникальным набором идентификационных признаков. Это как отпечатки пальцев человека или как ДНК. Это всегда индивидуально", - объясняет главный хранитель государственного Русского музея Иван Карлов.
Благодаря радиодатчикам, музейщики могут круглосуточно следить за каждым экспонатом, к примеру, когда картины вывозят на выставку в другой город или страну. Сигнал тревоги звучит в зале и передается на специальный пульт. Комплекс мобильный, его можно развернуть в любых условиях.
"На экране мы видим реальный предмет в реальном времени, на экспозиции мы имеем возможность контролировать угол наклона, состояние сохранности, а также температуру и влажность данного конкретного произведения искусства", - рассказывает начальник службы безопасности государственного Русского музея Ирина Кузнецова.
Это лишь малая часть того, что можно показывать. Всех тайн разработчики систем безопасности не раскрывают. Ноу хау, представленное музейными работниками, заинтересовало не только их коллег из разных городов, но и полицейских, таможенников и даже военных. Не исключено, что подобные методы работы будут использоваться и в других сферах деятельности.