В Москве открылась выставка легендарного художника-шестидесятника Анатолия Зверева
Его называют самым недооцененным мастером своего времени. В эпоху, когда критерии искусства были четко определены - шедевры Зверева ютились на квартирах. И вот теперь в столице должен появиться целый музей.
Пабло Пикассо назвал его "лучшим русским рисовальщиком", а на родине Анатолия Зверева не признавали. Еще бы, он нарушил все правила и каноны живописи. Один из первых в Советском Союзе экспрессионистов, он был просто свободным художником.
"Он был выше каких-то политических амбиций, выше быта, потому что весь образ жизни его, свободный, не привязанный к какому то месту, он давал ему возможность рисовать свободно. Здесь работы очень узкого периода 55-60 годов и считается, что это один из самых лучших периодов в творчестве художника", - говорит директор музея Анатолия Зверева Наталия Опалева.
Он писал друзей, любимых женщин, себя. Что ни портрет, то стихийная игра красок. Но в этой, казалось бы, импровизации, каждая линия, мазок или пятно, - всё на своем месте.
"Сколько здесь разнообразных подходов к автопортрету не правда ли? Да, написано одним человеком, но какие они разные . И какие они психологичные. Мы по ним можем на самом деле очень многое понять про человека этого времени", - отмечает куратор выставки Полина Лобачевская.
Зарисовки, портреты, пейзажи, натюрморты - на выставке представлено более 200 работ Анатолия Зверева и каждую можно сравнить с полароидным снимком, так стремительно и быстро рисовал художник. Использовал все, что попадется под руку. Иногда это были краски, карандаши, а иногда и огрызок вареной свеклы.
Маленькие шедевры - зарисовки из московского зоопарка - Зверев делал за считанные секунды, почти не отрывая карандаш от бумаги. Как и загадочные иллюстрации к повестям Гоголя.
"Об этих работах никто не знал. Это оказалось совершенно уникальным материалом, сопровождающим три большие повести: "Вий", "Пропавшую грамоту" и "Тарас Бульба"... Все ракурсы удивительные, это очень кинематографично сделано, очень остро, очень свежо, необыкновенно и суперсовременно", - говорит куратор выставки Полина Лобачевская.
Все картины - из собрания друга художника, греческого коллекционера Георгия Костаки. Грек, родившийся в России, работал шофёров в посольствах западных стран в Москве, возил дипломатов в антикварные магазины, и сам заразился собирательством, да так, что собрал самую крупную в мире коллекцию русских авангардистов. Одним из первых разглядел уникальный талант Зверева именно Костаки. Его дочь, Алики, вспоминает, как во время пожара на их даче в подмосковной Баковке чудом уцелели работы художника.
"Очень многие работы, которые вы здесь видите, обгорели вокруг. Мы с Толей много общались, я потом даже где-то узнала, что он был в меня влюблен. Он очень много моих портретов писал", - говорит Алики Костаки.
Зверева принято называть самым недооцененным художником ХХ века. Да и сам он к своим работам относился небрежно, терял их, выкидывал, раздаривал. Вот и дочь греческого коллекционера решила подарить сотни работ художника музею Анатолия Зверева. Он появится в Москве уже через год.