Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
24 января 2014, 21:16

Все о четырнадцати зимних олимпийских видах спорта: скелетон

До открытия Олимпиады в Сочи - две недели. Сегодня, 24 января, и каждый следующий день у Вас есть уникальная возможность больше узнать о каждом из 14 видов спорта, входящих в программу Игр.

Ведь зная о слагаемых успеха, следишь за атлетом каждую секунду и получаешь полноценное зрелище. В рубрике "Энциклопедия Зимней Олимпиады" первый рассказ - о скелетоне.

Так отчаянно, с головой, в спорт не уходит никто: скелетонисты летят по льду на крохотных санях вперёд лицом со скоростью до 130 километров в час. Быстрее нельзя ездить даже машинам на автостраде.

Вместо комфортного автомобиля - кусок металла размером со стиральную доску. Но хорошие сани могут стоить, как иномарка - до десяти тысяч долларов. Для каждого спортсмена их изготавливает команда инженеров.

Денис Алимов, старший тренер сборной России резерва, объясняет: "Это рама скелетона, к которой крепится конькодержатель, куда вставляются коньки. Дальше к раме крепится седло".

Седлом называют металлические рёбра, которые держат спортсмена. Они похожи на скелет, отсюда и название - скелетон. Седло подгоняют под атлета: его высоту, ширину плеч и длину рук. Небольшие бамперы по краям защищают от ударов о стенки ледяного желоба. Но главное в скелетоне - обтекатель. Он сделан из карбона - этот сверхпрочный композитный материал используют гонщики, военные и космонавты.

Весит снаряд около сорока килограммов. На старте его нужно толкать перед собой, поэтому скелетонисты тренируются и как спринтеры, и как штангисты - сдают нормативы по поднятию тяжестей, бегу и прыжкам.

Для разгона на подошве у ботинок - сотни маленьких шипов, которые врезаются в лёд и действуют, как зимняя шипованная резина для авто.

"Стартовый отрезок, он примерно метров 30-40, и вот эти 30-40 метров нам надо очено-очень быстро пробежать со скелетоном, прыгнуть в него, и всё. Лечь, расслабиться и получать удовольствие", - шутит скелетонист, член олимпийской сборной Сергей Чудинов.

Удовольствие спорное. На виражах спортсмена так вдавливает в скелетон, что он испытывает перегрузку до пяти g. К такому готовят будущих космонавтов: это взлёт ракеты или вхождение капсулы "Союз" в плотные слои атмосферы. Ощущения - словно на спину встают пять человек.

"Есть ощущение такое, что рот растягивается до ушей. Из глаз тоже могут слёзки катиться. Кровоснабжение мозга нарушается у нас, и человек может потерять сознание", - рассказывает врач функциональной диагностики Центра подготовки космонавтов Ирина Коновалова.

При перегрузке голова словно становится тяжелее в пять раз, поэтому можно буквально уронить лицо, а до льда - считанные сантиметры. Именно поэтому шлем скелетонистов закрывает подбородок. Но никакой другой защиты нет, чтобы не нарушить обтекаемость тела. Поэтому даже молния у костюма - на животе. В случае аварии роль спасательной капсулы выполняют только крепкие мышцы. Они, как подушки безопасности, амортизируют удар о лёд.

Руля в скелетоне нет. Вместо него спортсмены управляют всем телом, и как это происходит на самом деле, знает каждый, кто хоть раз в жизни был в аквапарке. Здесь хочется разогнаться побыстрее и лихо войти в поворот. Для этого нужно наклоняться в одну сторону, в другую, смещая центр тяжести.

Тот же самый принцип - в скелетоне. Но только спортсменам нужно аккуратно и чисто пройти поворот, ведь в лядяном желобе просто так не полихачишь. У спортсменов должна быть идеальная координация. Неловкое движение плечом - и можно не войти и в десятку лучших.

Если надо повернуть налево, то работаешь, давишь правым плечом, если посильнее надо развернуть, помогаешь левой коленкой. Работаешь крест-накрест: налево - правое плечо и левая коленка, направо - левое плечо, правая коленка", - объясняет скелетонист Александр Третьяков.

Чувство баланса у профессионалов такое, что они с закрытыми глазами могут определить, какой вираж закладывает пилот в самолёте. Мы усложнили задачу и попросили члена сборной России Сергея Чудинова вслепую управлять лайнером на авиасимуляторе, определяя наклон борта только по внутренним ощущениям. Чудинов блестяще справляется с задачей, словно профессиональный пилот.

Учёные сравнивают мозг скелетониста с навигатором боевого истребителя - так быстро и точно он принимает решения. Чтобы запрограммировать этот суперкомпьютер, каждую трассу буквально закладывают в память - проходят пешком и запоминают скорость, радиус поворота, протяженность виражей. В мире 16 крупнейших треков, и спортсмен помнит каждый их сантиметр.

"Ванкувер: вход посерединке, диагональка справа-налево, катишься, и резко на выход, и до конца. Сочи: старт, ранний входик, заехал, с серединки на выход вышел", - мысленно прорабатывает трассы Сергей Чудинов.

За трассой в Сочи ухаживают почти как за любимой женщиной: мужчины падают на колени и гладят лёд. Так бригада айс-мастеров ищет неровности и иней. Дефекты срезают, иначе будет потеря скорости.

Длина ледяного желоба в Красной поляне - 1814 метров. Здесь 17 виражей, а от точки старта до финиша перепад высоты больше ста метров, это высота 33-этажного дома. Если спускаться по прямой, скорость на финише будет, как у пассажирского авиалайнера в момент взлёта.

Побеждают в скелетоне по результамам четырёх заездов. Борьба идёт за сотые доли секунды, поэтому важна каждая мелочь. Кто-то вставляет в сани пластину, чтобы они стали тяжелее и ехали быстрее, но судьи следят за весом спортсмена со снарядом: не больше 115 килограммов у мужчин и 92 - у женщин.

Порой от триумфа до проигрыша отделяют полмиллиметра. С такой точностью скелетонисты регулируют коньки. Чем больше их выгнуть, тем быстрее поедут сани, но управлять ими сложнее.

"На холодный лёд поменьше делают выпуклость. А когда очень тепло, и лёд тает, то загибают побольше. Так потому что медленно, конёк проваливается в вязкий лёд" – поясняет Александр Третьяков.

Свои секреты спортсмены тщательно скрывают, точнее, накрывают пледами. В скелетоне важно не только победить, но и сохранить в тайне рецепт успеха.

Читайте также: