Все о четырнадцати зимних олимпийских видах спорта: скелетон
До открытия Олимпиады в Сочи - две недели. Сегодня, 24 января, и каждый следующий день у Вас есть уникальная возможность больше узнать о каждом из 14 видов спорта, входящих в программу Игр.
Ведь зная о слагаемых успеха, следишь за атлетом каждую секунду и получаешь полноценное зрелище. В рубрике "Энциклопедия Зимней Олимпиады" первый рассказ - о скелетоне.
Так отчаянно, с головой, в спорт не уходит никто: скелетонисты летят по льду на крохотных санях вперёд лицом со скоростью до 130 километров в час. Быстрее нельзя ездить даже машинам на автостраде.
Вместо комфортного автомобиля - кусок металла размером со стиральную доску. Но хорошие сани могут стоить, как иномарка - до десяти тысяч долларов. Для каждого спортсмена их изготавливает команда инженеров.
Денис Алимов, старший тренер сборной России резерва, объясняет: "Это рама скелетона, к которой крепится конькодержатель, куда вставляются коньки. Дальше к раме крепится седло".
Седлом называют металлические рёбра, которые держат спортсмена. Они похожи на скелет, отсюда и название - скелетон. Седло подгоняют под атлета: его высоту, ширину плеч и длину рук. Небольшие бамперы по краям защищают от ударов о стенки ледяного желоба. Но главное в скелетоне - обтекатель. Он сделан из карбона - этот сверхпрочный композитный материал используют гонщики, военные и космонавты.
Весит снаряд около сорока килограммов. На старте его нужно толкать перед собой, поэтому скелетонисты тренируются и как спринтеры, и как штангисты - сдают нормативы по поднятию тяжестей, бегу и прыжкам.
Для разгона на подошве у ботинок - сотни маленьких шипов, которые врезаются в лёд и действуют, как зимняя шипованная резина для авто.
"Стартовый отрезок, он примерно метров 30-40, и вот эти 30-40 метров нам надо очено-очень быстро пробежать со скелетоном, прыгнуть в него, и всё. Лечь, расслабиться и получать удовольствие", - шутит скелетонист, член олимпийской сборной Сергей Чудинов.
Удовольствие спорное. На виражах спортсмена так вдавливает в скелетон, что он испытывает перегрузку до пяти g. К такому готовят будущих космонавтов: это взлёт ракеты или вхождение капсулы "Союз" в плотные слои атмосферы. Ощущения - словно на спину встают пять человек.
"Есть ощущение такое, что рот растягивается до ушей. Из глаз тоже могут слёзки катиться. Кровоснабжение мозга нарушается у нас, и человек может потерять сознание", - рассказывает врач функциональной диагностики Центра подготовки космонавтов Ирина Коновалова.
При перегрузке голова словно становится тяжелее в пять раз, поэтому можно буквально уронить лицо, а до льда - считанные сантиметры. Именно поэтому шлем скелетонистов закрывает подбородок. Но никакой другой защиты нет, чтобы не нарушить обтекаемость тела. Поэтому даже молния у костюма - на животе. В случае аварии роль спасательной капсулы выполняют только крепкие мышцы. Они, как подушки безопасности, амортизируют удар о лёд.
Руля в скелетоне нет. Вместо него спортсмены управляют всем телом, и как это происходит на самом деле, знает каждый, кто хоть раз в жизни был в аквапарке. Здесь хочется разогнаться побыстрее и лихо войти в поворот. Для этого нужно наклоняться в одну сторону, в другую, смещая центр тяжести.
Тот же самый принцип - в скелетоне. Но только спортсменам нужно аккуратно и чисто пройти поворот, ведь в лядяном желобе просто так не полихачишь. У спортсменов должна быть идеальная координация. Неловкое движение плечом - и можно не войти и в десятку лучших.
Если надо повернуть налево, то работаешь, давишь правым плечом, если посильнее надо развернуть, помогаешь левой коленкой. Работаешь крест-накрест: налево - правое плечо и левая коленка, направо - левое плечо, правая коленка", - объясняет скелетонист Александр Третьяков.
Чувство баланса у профессионалов такое, что они с закрытыми глазами могут определить, какой вираж закладывает пилот в самолёте. Мы усложнили задачу и попросили члена сборной России Сергея Чудинова вслепую управлять лайнером на авиасимуляторе, определяя наклон борта только по внутренним ощущениям. Чудинов блестяще справляется с задачей, словно профессиональный пилот.
Учёные сравнивают мозг скелетониста с навигатором боевого истребителя - так быстро и точно он принимает решения. Чтобы запрограммировать этот суперкомпьютер, каждую трассу буквально закладывают в память - проходят пешком и запоминают скорость, радиус поворота, протяженность виражей. В мире 16 крупнейших треков, и спортсмен помнит каждый их сантиметр.
"Ванкувер: вход посерединке, диагональка справа-налево, катишься, и резко на выход, и до конца. Сочи: старт, ранний входик, заехал, с серединки на выход вышел", - мысленно прорабатывает трассы Сергей Чудинов.
За трассой в Сочи ухаживают почти как за любимой женщиной: мужчины падают на колени и гладят лёд. Так бригада айс-мастеров ищет неровности и иней. Дефекты срезают, иначе будет потеря скорости.
Длина ледяного желоба в Красной поляне - 1814 метров. Здесь 17 виражей, а от точки старта до финиша перепад высоты больше ста метров, это высота 33-этажного дома. Если спускаться по прямой, скорость на финише будет, как у пассажирского авиалайнера в момент взлёта.
Побеждают в скелетоне по результамам четырёх заездов. Борьба идёт за сотые доли секунды, поэтому важна каждая мелочь. Кто-то вставляет в сани пластину, чтобы они стали тяжелее и ехали быстрее, но судьи следят за весом спортсмена со снарядом: не больше 115 килограммов у мужчин и 92 - у женщин.
Порой от триумфа до проигрыша отделяют полмиллиметра. С такой точностью скелетонисты регулируют коньки. Чем больше их выгнуть, тем быстрее поедут сани, но управлять ими сложнее.
"На холодный лёд поменьше делают выпуклость. А когда очень тепло, и лёд тает, то загибают побольше. Так потому что медленно, конёк проваливается в вязкий лёд" – поясняет Александр Третьяков.
Свои секреты спортсмены тщательно скрывают, точнее, накрывают пледами. В скелетоне важно не только победить, но и сохранить в тайне рецепт успеха.