Финансовый прогресс оставил без денег жителей сразу нескольких деревень в Челябинской области
Зарплату им начали начислять на карточки. Вот только воспользоваться своими деньгами люди не могут - в окрУге нет работающих банкоматов.
Вот уже больше года фельдшер Наталья Панькова зарплату получает на банковскую карту. Но банкомата в ее деревне Звягино нет. Чтобы снять со счета деньги медработнику раз в месяц приходится выбираться в райцентр Чебаркуль, за шестьдесят километров от дома.
"Нужно ехать, нужно выбрать время, нужно нанять машину, и ехать туда, где есть банкомат. А если бы он был, не было бы этих неудобств", - сетует заведующая фельдшерско-акушерским пунктом д. Звягино Наталья Панькова.
Такие же трудности испытывают и работники деревенской школы и детсада. Говорят, руководство их просто поставило перед фактом - ознакомило с приказом о перечислении зарплат на карточные счета. Сделали это после нападения на кассира, у которой преступники отобрали 600 тысяч рублей.
"Сказали нам, что переводят на карточки, мы согласились, потому что для нас это новшество, интересно попробовать, что такое. Нам для удобства ничего не сделали. Карточки ввели, а ехать нужно самим", - рассказывает воспитатель детского сада д. Звягино Светлана Максимович.
Преимущества пластика люди уже успели оценить - одним удобно расплачиваться картой за тепло и электричество, другим погашать кредит. Но без наличных все равно невозможно. В соседнем селе Варламово держателей банковских карт человек семьсот - пятая часть всего населения. Для большинства единственная возможность добраться до банкомата - рейсовый автобус. Оплата поездки в город становится своеобразной комиссией за снятие нужной суммы.
"Если я снимаю четыре с половиной тысячи, это все что у меня остается на пенсии, на моей карточке, 300 рублей я должна отдать", - говорит жительница с. Варламово Людмила Лукашевич.
И если в Варламово по карточке можно хотя бы продукты купить в местном сельпо или счет на телефоне пополнить - здесь есть терминалы, - то в Звягино и этого нет. Тех, у кого временно нет наличных денег, записывают в долговой лист.
В районном отделении банка, перечисляющего зарплату бюджетникам, жителям Варламово сказали: наберется 300 человек с карточками - поставим в селе банкомат. Нужные подписи собрали. Через некоторые время появилось и долгожданное устройство.
Когда год назад в селе Варламово установили банкомат, жители надеялись, что проблема снятия наличных наконец-то решится. Первое время на экране даже горела обнадеживающая надпись - временно не обслуживается. А сейчас устройство и вовсе обесточено. За 12 месяцев банкомат не выдал ни рубля.
На десятки писем, что жители Варламовской усадьбы отправляли во все инстанции, ответ один - из-за удаленности местности полноценное банковское обслуживание здесь пока не возможно. Тот же банкомат просто не кому охранять.
"Он не работает, потому что мы не можем гарантировать безопасность устройства и безопасность денежных средств, потому что есть нормативный период, когда охранная организация должна приехать после срабатывания сигнализации, в этом населенном пункте, это требование, к сожалению, соблюсти невозможно", - поясняет начальник пресс-центра Уральского Банка Сбербанка России Максим Кассандров.
В районном управлении образования говорят, что пытаются найти выход из ситуации. При этом подчеркивают - воспитатели и учителя добровольно перешли на карточное обслуживание.
"Их никто не заставлял. Это был их личный выбор перейти на карточку, что в детском саду, что в школе. Если их сегодня не устраивает, ради Бога, откажутся от карточек, напишут заявление и будут получать наличными", - говорит начальник управления образования администрации Чебаркульского муниципального района Лариса Затоповенко.
Только для этого руководству школы и садикам самим придется нанимать охрану для перевозки денег. В соседнем районе к жителям деревень уже приезжает так называемый мобильный банк - передвижной кассовый пункт. Чтобы такая машина появилась и в Чебаркульском районе, требуется обращение в банк от местных властей. Но пока его, утверждают в финансовом учреждении, не было.