На сцене парижского театра Гранд-опера — сезон русского балета
Русский сезон в парижской Гранд-опера. Большой театр привёз во французскую столицу только один спектакль - "Утраченные иллюзии". Масштабные исторические декорации, сложнейшие танцевальные партии, ведущие солисты и приглашённые звёзды - трёхчасовой спектакль искушённые зрители смотрят на одном дыхании.
Парижская опера начинает новый год большой премьерой в прямом смысле слова. Один из ведущих мировых театров – Большой - привез в Опера Гарнье необычный балет. Историю, которую здесь, похоже, должны знать наизусть. "Утраченные иллюзии", по мотивам Бальзака, - рассказ о том, что творилось за кулисами этой легендарной сцены в 30-х годах позапрошлого, XIX века.
"Мы рады принимать Большой театр с новой постановкой. Для многих французов это стало сюрпризом. Мы продолжаем традицию обменов между нашими театрами", - говорит художественный руководитель балетной труппы парижской Оперы Бриджит Лефевр.
"Парижский зритель любит, даже скучает по артистам Большого театра. И предыдущий наш приезд это были изумительные гастроли, это был настоящий триумф, и аншлаг, и успех", - рассказывает художественный руководитель балета Большого театра Сергей Филин.
Все новое, как известно, хорошо забытое старое. Так посчитал хореограф, Алексей Ратманский. "Утраченные иллюзии" в 1936-м уже ставили в ленинградском Кировском театре. Но спектакль, несмотря на участие легендарной Галины Улановой, оказался слабым и долго не продержался. "Утраченные иллюзии" в новой постановке - совсем другой балет на современную музыку композитора Леонида Десятникова.
"Имя Десятникова неслучайно. Это один из прекраснейших композиторов современных. Его музыка не только свежа, ритмична, что важно для балета, но и очень современная при этом", - отмечает хореограф Алексей Ратманский.
Окружающий мир по-прежнему полон иллюзий, готовых раствориться в секунду, словно облака, которые плывут над сценой. Композитор Люсьен желает творить. Для примы парижского театра Корали он написал прекрасный балет "Сильфида". К нему в одночасье приходят и успех, и слава, и любовь молодой балерины.
На гастролях Большого танцуют звездные пары. Приглашенная Диана Вишнёва и премьер театра Владислав Лантратов.
"Это всегда исторический момент, потому что ты знаешь, какие традиции и какие балерины здесь танцевали. Это чудодейственные и чудотворные сцены, такие же, как сцены Большого и Маринского", - отмечает Диана Вишнева.
Ведущий танцор Большого Дэвид Холберг сразу согласился на роль. Американец танцует балет в паре с Евгенией Образцовой. История Люсьена для Холберга очень близка.
"Когда мне было 16 лет, я тоже приехал в Париж. Я здесь никого не знал, но был молод и напорист, так что я понимаю Люсьена очень хорошо. Он меняется на протяжении спектакля, и под конец он становится совсем другим. Я надеюсь, что такого со мной не произойдет", - говорит Дэвид Холберг.
Изнанка "сладкой жизни" рвется наружу. Люсьен предает возлюбленную. Прозрение, творческие муки и раскаяние настигнут юношу, но слишком поздно. Успехи Люсьена на поверку оказались только иллюзиями.
Спектакль о жизни парижского театра на главной сцене самой Франции. Это как в Тулу со своим самоваром, в шутку заметил хореограф Ратманский. Рискованно, а потому волнительно. Но бояться не стоит. Премьера Большого в Опера Гарнье - как всегда успех, и здесь это прекрасно понимают. Ведь все билеты на спектакли были раскуплены задолго до начала гастролей. Парижские театралы в восторге. Большой не обманул ожиданий.
"С таким огромным удовольствием вновь смотрю выступление Большого здесь, его не было в Париже два года. Это мастерство высочайшего уровня, классический танец, который всегда такой современный", - отмечает мужчина.
"Я смотрю выступления Большого с пятилетнего возраста. И всегда это чарующее действие, стиль", - говорит женщина.
Пять дней гастролей при полном зале парижской Опера Гарнье. Трехчасовую постановку здесь смотрят на одном дыхании. По-настоящему царский или, как скажут французы, королевский подарок Большого театра.