Знаменитому спортивному телекомментатору Владимиру Перетурину исполняется 75 лет
Человек, который не только говорил о футболе, но и играл. Красноречивый факт: выступая когда-то за ленинградскую команду, он забил в свои ворота. А потом говорил, что именно его мяч стал юбилейным - тысячным голом тбилисского "Динамо". И в этом весь Перетурин. Он всегда старался разбавить профессиональный комментарий шуткой.
На его репортажах выросло не одно поколение болельщиков. Почти 20 лет - бессменный ведущий "Футбольного обозрения". А дебютировал как комментатор Владимир Перетурин в матче Югославия-СССР. Великий Николай Озеров из-за технических помех пропал из эфира, и в московской студии его подстраховал никому не известный дублер. С тех пор он называет Озерова "дядя Коля". Вспоминает, как вместе работали на матчах, без преувеличения исторических
"Прощальный матч Яшина, это прощальный матч, на котором было столько звезд, которых никогда больше не было: Бобби Чарльтон, англичанин, Фокетти, итальянец, Герхард Мюллер, немец", - вспоминает спортивный журналист Владимир Перетурин.
В перерыве они с Озеровым возьмут интервью у Яшина, у Бескова. Зайдут в раздевалку к нашим. И тут администратор сборной ни с того ни с сего вставит в прямой эфир матерное словцо.
"Дядя Коля говорит: нас всех уволят. В нашей работе от увольнения до благодарности один шаг. Прошло 2 часа, наконец, позвонили оттуда и сказали: всей бригаде, которая работала на этом матче, объявлена благодарность", - рассказывает спортивный журналист Владимир Перетурин.
Своя, неповторимая манера. Перетурин как никто любил пошутить по ходу трансляции. Однажды посоветовал искать в своем Отечестве "отцов из Суринама", намекая на этнические корни блистательных голландцев Гуллита и Райкарда. За такие вольности не раз получал от начальства нагоняй. Перетурина и любили, и ругали, и даже высмеивали. Но признавали: футбол он знает изнутри. Все-таки сам поиграл за команды мастеров
"Именно это обстоятельство и делало его репортажи непохожими на репортажи других комментаторов. Он всегда точно передавал то, что происходило на поле", - говорит лучший футболист СССР 1980 г. Александр Чивадзе.
"Укоры: почему не так играю, почему по-другому… Тут обижаться нельзя, у него своя работа, свой комментарий. Нормальный, порядочный человек. И мастер своего дела", - говорит вратарь сборной СССР по футболу в 1979-1990 гг. Ринат Дасаев.
Слова теперь даются с большим трудом. Он борется с серьезным недугом. Обычно, завершая репортаж, Перетурин желал зрителям здоровья. Именно здоровья и стойкости духа Владимиру Ивановичу сегодня желают все, кто любит футбол.