Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
7 ноября 2013, 18:41

Историческая выставка, посвященная обществу художников «Группа 13» открылась в Москве

Историческая выставка, посвященная известному в начале XX века обществу художников - "Группе 13 " - открылась в Москве. Работы входивших в нее мастеров графики тогда называли вызовом и часто критиковали. С помощью быстрого рисунка без исправлений они словно передавали динамику жизни. После того как коллектив распался, рисунки "Тринадцати" широкая публика видела лишь несколько раз.

"Набросок, ни на что не претендующий, однако кое-что есть" - кокетливое замечание принадлежит самому автору. Портрет подруги Анны Ахматовой. Поэтесса просила подарить, но художник Владимир Милашевский оставил себе. Почему - неизвестно. Во всяком случае, что-то доделывать или исправлять он не собирался. Мастер был убежден: если рисует портрет больше 20 минут, значит, работа уже не удалась.

"Может быть, художник просто привыкает к своей модели, и пропадает острота ощущения. И кроме того, рука привыкает. Ведь казалось, что рука сама должна вести. Вот он говорил, что перо должно скользить по бумаге, как молодая балерина", - коллекционер, рассказывает соорганизатор выставки Алексей Савинов.

Обозвав карандаш "благородно-вялым", Милашевский окунул в тушь спичку. Изобретенную технику сравнивал с хождением по проволоке под куполом цирка. "Рисовать без поправок, без ретуши, чтоб, как и в работе акробата, чувствовался темп" - это уже слова Николая Кузьмина, еще одного ловца мгновений из "Группы 13". Ее так назвали по числу художников-единомышленников, 85 лет назад организовавших совместную выставку, половина работ с которой тут же разлетелась по музеям.

"Беглый такой, что называл тогда искусствовед Терновец, "французистый" рисунок, вот этот необыкновенный беглый полет, возможно, это привлекало зрителя. Может быть, потому что они на то время были более настоящими, чем творчество групп, ставящих перед собой более серьезные задачи", - отмечает коллекционер, соорганизатор выставки Мария Чапкина.

Но и без революции в искусстве их искусство в то время было вызовом. Любимые темы Татьяны Мавриной - обнаженная женская натура и храмы. Наброски московских церквей, от многих из которых вскоре ничего не осталось, ей приходилось делать тайком. Прятать под плащ бумагу от глаз случайных прохожих. Многие работы художников на десятилетия ложились в стол.

В 1932 году XX века вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором были раскритикованы все самостоятельные творческие объединения. Их обвинили в "культивировании кружковой замкнутости, отрыве от политических задач современности". Решено было сделать ставку на так называемые "новые кадры пролетарской литературы и искусства" - с заводов, фабрик, колхозов. "Группа 13" прекратила существование.

Бывшие участники иллюстрировали сказки, отечественную и западную классику. Рисунки Николая Кузьмина к "Евгению Онегину", пожалуй, сегодня знакомы каждому еще со школы. В 1937 году он получил за них золотую медаль на международной парижской выставке. Искусствоведы были единодушны: век спустя великий поэт дождался своего художника.

"Напоминает те рисунки, которые Александр Сергеевич делал на полях своих рукописей. Это такой быстрый, живой рисунок, без поправок и исправлений", - наследник собрания работ Николая Кузьмина и Татьяны Мавриной Александр Шелудченко.

Эта выставка работ "Группы 13" всего лишь пятая за всю историю. Частные коллекционеры предоставили картины самых разных периодов. Кажется, и когда художники стали трудиться порознь, между их произведениями осталась связь. Как будто "Группа" существовала куда дольше, чем 3 года, ставших наброском, вроде ни на что не претендующим, однако в котором кое-что есть.

Читайте также: