Случай помог найти уникальную коллекцию картин модернистов, конфискованных нацистами
Потомки коллекционеров искусства модернистов со всего мира, вероятно, скоро доставят властям Германии немало проблем. А всё - из-за внушительной коллекции картин знаменитых живописцев, которые обнаружили в кладовке обычного, казалось бы, пенсионера. Новость о находке шокировала многих, а также вызвала немало дискуссий о торговле произведениями искусства и действиях германских властей.
Кто бы мог подумать, что в кладовке с консервами и соком у одинокого пенсионера, живущего в обычном многоквартирном доме, хранились произведения искусства на сумму примерно в 1 миллиард евро. Это столько, сколько, например, вся Еврозона готова до конца года одолжить Греции. Соседи в шоке.
"Если бы я знала, что у него в квартире такие сокровища, такие миллионы, я бы точно с ним начала флиртовать", - шутит соседка.
Речь идет о полутора тысячах работ кисти таких всемирно известных художников как Анри Матис, Марк Шагал и Пабло Пикассо, ранее считавшихся утерянными.
"Эти картины бесценны. Объективно эту коллекцию в принципе оценить невозможно, потому что стоимость этих работ зависит от ситуации на рынке произведений искусств. И вероятно, их продадут очень дорого", - говорит искусстовед Вильгельм Варнинг.
Владелец квартиры - Корнелиус Гурлитт, сын известного в третьем рейхе торговца искусством Гильдербранда Гурлитта. Нацисты тому поручили продавать работы модернистов за границу. Рейху они были не нужны. Большая часть найденных полотен в середине 30-х, скорее всего, была конфискована из музеев и частных коллекций как образцы "дегенеративного искусства". Борьбу с ним вел лично Йозеф Геббельс. После войны Гурлитт старший клялся: полотна были уничтожены в сорок пятом во время бомбардировки Дрездена.
"Дело Гурлита показывает масштаб краж произведений искусства из музеев и частных коллекций во время правления нацистов. Ведь полотна принадлежали частным коллекционерам-евреям. Также оно показывает недостаток прозрачности в торговле искусством, потому что никто не интересовался происхождением работ, когда Гурлитт их продавал", - говорит представитель Конференции еврейских организаций по предъявлению материальных претензий к Германии Рюдигер Мало.
Не так давно абсолютно открыто на аукционе в Кельне Корнелиус Гурлитт продал картину Макса Бекмана "Укротитель львов". Она принесла ему 864 тысячи евро. Откуда полотно, тогда никто не спросил. Погорел Гурлитт на таможне. 3 года назад он перевозил наличными крупную сумму денег через швейцарскую границу. Это стало поводом провести у него в квартире обыск.
"Правительство в курсе дела вот уже в течение нескольких месяцев. И мы сделали эту информацию публичной в попытке помочь прокуратуре в поиске экспертов", - отмечает официальный представитель федерального правительства Германии Штеффен Зайберт.
Это заявление выглядит странным. Ведь публичной информацию о находке сделал не герр Зайберт, а журналисты журнала "Фокус", и по их данным, обнаружили картины еще 2 года назад. Все это время они хранились на складе мюнхенской таможни. Как считают эксперты, очень похоже, что власти просто тянули время. Ведь сейчас после вести о находке дадут о себе знать потомки владельцев картин, которые, потребуют работы вернуть.
По крайней мере, одно из полотен Матисса скорее всего принадлежит семье бывшей жены скандально известного экс-главы МВФ Доминика Стросс-Кана, тележурналистке Энн Синклер. Она долгие годы разыскивает картины, конфискованные нацистами у ее деда. И вот сейчас, похоже, как никогда близка к своей цели.