Закрытие КПП стало головной болью для жителей приграничных районов России и Украины
Жителям некоторых приграничных районов России и Украины приходится решать дилемму: незаконно проникать на территорию другого государства или подолгу не видеться с родными. Ещё недавно, чтобы попасть из одного населённого пункта в другой, достаточно было пройти пешком пару километров, а теперь приходится ехать почти за сотню.
Колючая проволока вдоль российско-украинской границы тянется всего несколько километров, защищая территорию обоих государств от нелегалов и контрабандистов.
В таком "огораживании" проблемного участка, то есть места, где границу чаще всего нарушают, нет ничего необычного. Как говорят и на российской, и на украинской стороне - плановое обустройство. На простых участках и проволоки нет.
"Хочу успокоить. Ни о каком строительстве заграждений по всей украино-российской границе речи нет. Это плановые мероприятия и с российской, и с украинской стороны", - объясняет помощник главы Государственной пограничной службы Украины Сергей Астахов.
"Вышеуказанные сооружения никоим образом не создают препятствия гражданам, ведущим законопослушный образ жизни", - уверен официальный представитель Пограничного управления ФСБ РФ по Ростовской области Виктор Андрос.
Заграждения с российской стороны были установлены несколько месяцев назад - в июле. С украинской стороны колючая проволока появилась два года назад, но почему-то заволновались именно сейчас и именно украинские журналисты.
"Итак, закрытую границу между Россией и Украиной закрывают окончательно. На днях стали появляться новые укрепления с российской стороны. Российские пограничники возводят забор в несколько рядов колючей проволоки. Местных жителей такое известие не обрадовало. Многих по обе стороны колючки связывают родственные узы", - говорится в репортаже, который вышел на прошлой неделе на луганском телевидении.
На самом деле все, мягко говоря, не совсем так. Действие репортажа разворачивается в Красной Таловке, Луганская область. По соседству, действительно, село Деркул Ростовской области. В советское время это был единый колхоз, теперь - территория разных государств. Граница здесь сильно извивается, делая петлю на восток. Так вот проволочные заграждения, показанные в украинском эфире, установлены в районе КПП Волошино. А между Таловкой и Деркулом есть, точнее был неофициальный пункт пропуска. Местные жители, а многие из них родственники, раньше проходили здесь по внутренним паспортам. Сейчас этот КПП закрыли.
Российское село Деркул. Отсюда до украинской границы, а точнее, до села Красная Таловка, буквально пару километров, но прохода там нет. Ближайший официальный пункт пропуска - в десяти километрах отсюда. Да плюс 40 еще надо проехать по украинской территории, чтобы попасть в Красную Таловку.
Татьяна Полунина - героиня репортажа луганского телевидения - не видела троих своих внуков с майских праздников. Вздыхает, что и на осенние каникулы они вряд ли к ней приедут. Короткая дорога закрыта, через официальный КПП - неблизко.
Другая жительница Красной Таловки пенсионерка Ольга Михайловна, долгое время жила и работала в соседнем, теперь уже российском селе. Там у нее похоронена мама, там же остался больной отец. Раньше ездила к нему на велосипеде. Минут двадцать - и она на месте. Теперь, чтобы попасть в Россию, приходится потратить весь день. Видится с родственниками раз в полгода. И такая история здесь у каждого.
В обоих селах говорят: попытаться прорваться через закрытый КПП можно, обойдя его по болотам и кустам. Вот только накладно выйдет, если встретишься с пограничниками. Нарушение госграницы - это серьезно.
"Если нарвешься, то могут и оштрафовать. Ну, нелегально, в общем-то, переходили. Вот у нас бумажка висит на стекле, что нельзя, проход запрещен, штраф до 15000", - говорит Татьяна Симоненко, жительница Деркула (Россия).
Вот и получается, что пресловутая колючая проволока вообще не причем - просто нет пропускного пункта. Оборудовать его самостоятельно ни пограничники, ни местные власти не могут - по закону, эти вопросы в компетенции правительств двух стран. Только на них и надежда, говорят жители Деркула и Красной Таловки.