Легендарный МХТ имени Чехова отмечает юбилей
Больше века творческих вызовов и экспериментов! Легендарному МХТ имени Чехова исполняется 115 лет! В честь праздника сотрудникам были вручены Золотые и серебряные "Чайки" - символ театра. За свою историю МХТ видел многое - восторженные отзывы и резкую критик, пережил раскол и возрождение, подарив миру много блистательных актеров и прекрасных спектаклей.
Коллективная молитва перед каждым выходом на сцену - МХАТовская традиция вот уже 115 лет. Чего только не видел этот зал: и аншлаги, и пустые кресла. Так было еще 13 лет назад, пока за штурвал МХАТовского корабля не встал "кризисный управляющий". Так сам себя, шутя, называет Олег Табаков. Теперь билеты раскуплены на месяцы вперед.
"2 раза в месяц: 1 раз – когда в подвале день предварительной продажи, и 1 раз – когда во МХАТе день предварительной продажи. Вот 2 раза в месяц у меня праздники, я вижу вот эту очередь, которая до Дмитровки", - признается директор и художественный руководитель МХТ имени Чехова Олег Табаков.
В дни юбилея худрук настроен лирически, читает стихи, а молодежь поет ему песни в честь 30-летия актерской деятельности.
"Олег Павлович так ведет наш корабль, так свежо, смело, любя все новое, все молодое и все сегодняшнее. И, очень уважая традиции", - говорит народная артистка РСФСР Ирина Мирошниченко.
Знаменитая чайка на занавесе, уплывающая за кулисы. Такие же на лацкан пиджака Олег Табаков вручает за верность театру тем, кто долгие годы остается за кулисами. "Очень любил этот театр и люблю, я застал Москвина, Качалова, Книппер-Чехову, играющих", - вспоминает осветитель МХТ имени Чехова Игорь Ефимов.
Все началось с записки Немировича-Данченко к Станиславскому: "Я буду в час в Славянском базаре - не увидимся ли?" Эта 18-часовая беседа в ресторане навсегда изменила драматическое искусство.
Здесь все осталось на прежних местах, как было при жизни основоположника русского театра и создателя знаменитой системы великого Станиславского. Портрет жены над столом, парики, накладные усы, грим. И сегодня в эту гримерную приезжают звезды мировой величины на поклонение. Говорят, Тарантино проронил здесь слезу, а Мэрил Стрип долго стояла в задумчивости.
Дух противоречия жил во МХАТе всегда. В 1987 году театр раскололся надвое: МХАТ Дорониной и МХАТ Ефремова, переросший впоследствии в "Московский художественный" Табакова, который и сегодня театр-вызов, театр-эксперимент. Никаких забронзовевших мэтров и музейного академизма.
Когда на сцену Художественного начали выходить актеры, известные по детективным сериалам, в прессе возмущались: "Ничего святого!" "Классику играют "менты". Но оказалось, новое поколение МХАТовцев продолжает жить на этой сцене по системе Станиславского.
"Выходя на сцену театра, я чувствую, каких людей здесь бродят тени, я это чувствую серьезно и стараюсь как-то этому соответствовать", - утверждает народный артист России Николай Чиндяйкин.
В юбилейном сезоне Владимир Машков вернет на сцену "Номер 13". Вот-вот на афишах в Камергерском появятся "Контрабас" Зюскинда с Константином Хабенским.
Театр с таким прошлым и настоящим может позволить себе любой творческий риск. А возраст лишь добавляет смелые штрихи портрету легенды.