Реклама на денежных знаках — насколько это законно и эффективно, выясняла «Народная экономика»
Предназначено под нож. Как поступают с деньгами, на которых появилась чья-то реклама - подробности в "Народной экономике".
Беспроигрышная лотерея. В Подольске задержаны двое молодых людей - москвич и волгоградец, которые разменивали через лотерейные аппараты поддельные тысячерублевые купюры. Напечатанные на цветном принтере, псевдоденьги были, тем не менее, с магнитной полосой. Наклеенная сверху она и вводила технику в заблуждение. И аппарат выдавал с крупных, но фальшивых купюр сдачу банкнотами помельче, разумеется, реальными. Подозреваемые, которых, к слову, задержали с поличным, наменяли таким образом денег на 41 тысячу рублей. Возбуждено уголовное дело, молодые люди под домашним арестом - за них внесен денежный залог. А в полиции не исключают, что в этой истории есть и реальные пострадавшие. Информацию просят сообщить по телефонам: 8 (4967) 630263 и 8 (4967) 630271.
Дело - табак. 15 ноября вступают в силу новые штрафы за нарушение антитабачных законов, а также запрет на рекламу табачных изделий. Подробности публикует официальная пресса, по поводу рекламы сказано коротко, но емко - не допускается. В отношении же театра и кино, теле- и радиопрограмм есть пояснения. Что уже снято или записано - остается. А для новых произведений категорическое нет, если их будут смотреть дети. Для взрослых запрет на табак с оговоркой, за исключением действий, являющихся частью художественного замысла. Иначе штрафы - до 200 тысяч рублей. Что касается других денежных санкций. До тысячи заплатят дымящие там, где запрещено. Если это детская площадка - до 3-х тысяч. И до 5 тысяч наказание для продавца, не обратившего внимание, что покупатель несовершеннолетний. До 2-х тысяч для любого взрослого, протянувшего сигарету ребенку.
На Дальнем Востоке вспомнили забытое старое. Предприимчивые бизнесмены рекламируют свои фирмы на деньгах. Бум подобных объявлений был лет 10-15 назад. Госзнак даже проводил соцопросы - может, стоит официально разрешить такую рекламу. Не разрешили, но и не запретили.
Кому просто деньги, а кому и рекламный носитель. Сдаём жильё - телефон и адрес интернет-сайта. Коротко и ясно. Затраты на рекламу почти нулевые - вряд ли можно считать серьёзным расходом печать на сторублёвке. Оказавшись в руках, такая банкнота настораживает: может, это брак или фальшивка? Как выяснила съемочная группа, купюры принимают без проблем в ларьке.
Офис агентства недвижимости, телефон которого указан на купюре. Риелторы отрицают, что реклама - дело их рук. Но при этом легко меняют банкноты на другие, без печати.
Кто придумал такой маркетинговый трюк, если не само агентство, и как деньги попали в оборот? Загадка. Но автор идеи наверняка знал, что ему за это ничего не будет. Рекламные надписи не делают купюру испорченной, её ценность сохраняется. Ею можно расплачиваться при наличных расчётах, её, как правило, принимают платёжные терминалы. Такие деньги изымаются из оборота как ветхие, лишь попадая в банк. Но казначейству проще напечатать новую сторублёвку, чем искать, кто изрисовал старую.
"Законодательство Российской Федерации на настоящий момент не содержит ответственности в каком бы то ни было виде за совершение подобных действий. И Центробанк давал разъяснения по этому поводу на самом деле. Потому что установить лицо, которое совершило эти действия, требует огромного объёма проверки. И сама проверка стоит дороже, чем те банкноты, которые были испорчены", - говорит юрист Ирина Балахнина.
За незаконную рекламу тут тоже не привлечёшь - деньги не входят в перечень объектов, на которые нельзя наносить объявления. Хотя, конечно, и разрешения никто не давал. Но специалисты Центробанка уверены: эффект почти нулевой. Исписанная банкнота ходит по рукам очень недолго.
"Стоит такой банкноте попасть в банк, она автоматически переводится в разряд ветхих, и дальше в обращение не идёт. И уже на этом этапе смысл такой рекламной акции теряется", - говорит начальник отдела наличного денежного обращения ГУ Банка России по Приморскому краю Олег Карепов.
Маркетологи тоже сомневаются, что подобные ходы работают. Некоторым может быть неприятно, что деньги изрисованы, и реклама вызовет отторжение. Но чаще люди просто не рассматривают купюры, которые получают в магазине, кассе или банкомате.
"Скорее всего, компания, которая сделала это, рассчитывала на какой-то эффект в целевом выражении. То есть количественно они распространили информацию многим, а качественно - это вопрос", - сказал маркетолог Василий Клюкин.
Для такой рекламы, на нетрадиционных носителях, маркетологи придумали термин "партизанская". Она может подстерегать потенциального потребителя где угодно: на люках, на асфальте, на зеркале в туалете ночного клуба и даже на дне бассейна. Как и положено всему партизанскому, она вторгается неожиданно и не всегда приятно. Хозяина поверхности зачастую никто не спрашивает, можно ли сделать её рекламной. А людям не оставляют возможности отдохнуть от навязчивых объявлений даже там, где их совсем не ждёшь.
А вот в Белоруссии с людьми, пачкающими своей рекламой деньги, особо не церемонятся. Штраф в 2,5 миллиона местных рублей , в российских цифра скромнее около 9 тысяч, суд Минска постановил взыскать с фотографа, разместившего свои контакты на деньгах, суммарной стоимостью 50 миллионов. Точка в этой истории, правда, не поставлена. Мужчина, который гордился бизнес-идеей и вроде даже давал интервью по этому поводу, на суде от слов своих отказался и теперь заявляет, что вся эта акция - дело рук конкурентов.