План по спасению ракетной отрасли одобрен на высшем уровне
Что надо сделать, чтобы ракеты и спутники больше не падали, и мы вернули передовые позиции в ракетно-космической отрасли? Сегодня о реформе в этой важной для России сфере говорили Президент Путин и вице-премьер Рогозин. Глава государства особо интересовался предложениями, связанными не с бюрократической стороной дела, а с организацией промышленного производства.
Несмотря на череду аварий, произошедших в последние три года с основной российской тяжелой ракетой "Протон", выводящей в космос, как гражданские, так и военные спутники, правительство не планирует расформировывать "Роскосмос", слухи о чем ходили в последнее время. Федеральное космическое агентство, по словам Дмитрия Рогозина, останется. Но будет работать иначе.
Сейчас "Роскосмос" занимается и госзаказами, и производит космическую технику, и сам же контролирует качество того, что было произведено. Предлагается схему изменить: заказы и контроль останутся за "Роскосмосом", а все производство отойдет создаваемой "Объединенной ракетно-космической корпорации".
"Вы помните, когда мы дискутировали на этот счет, были разные соображения, в том числе высказывались или формулировались вопросы, связанные с тем, как такая огромная отрасль будет управляться", - напомнил В. Путин.
"Сегодня, к сожалению, у нас разные предприятия ракетно-космической промышленности сосредоточены в десяти структурах. За счёт универсализации самой структуры ракетно-космической промышленности мы позволим себе, с одной стороны, проводить единую техническую политику, то есть не заказывать для всех предприятий разные номиналы всего необходимого, а государственный заказ обеспечить через "одно окно"", - сообщил Дмитрий Рогозин.
Иными словами, сегодня у разных предприятий, работающих на космос, мягко говоря, разные требования. Отсюда и происходят сбои и аварии во время запусков. Простой анализ показывает, что всякий раз объяснение причин очередной аварии сводилось к выяснению отношений между производителями различных агрегатов ракет и спорам о том, на каком именно этапе сборки аварию спровоцировал пресловутый "человеческий фактор".
Так, 5 декабря 2010-го "Протон" со спутниками "Глонасс" упал в океан из-за превышения массы разгонного блока, то есть топлива залили больше, чем положено. А авария 2 июля уже этого года с падением ракеты практически на старте и уничтожением еще трех спутников "Глонасс" произошла из-за неправильно закрепленных датчиков системы ориентации.
Создание "Объединенной ракетно-космической корпорации", по словам Рогозина, позволит не только проводить единую техническую политику, равномерно загружать производственные мощности, но и постепенно уйти от использования в наших ракетах иностранной электроники.
"Конечно, такая система позволит нам сконцентрировать средства и научный потенциал для создания собственного производства элементной базы таких категорий, как "спейс", "милитари", то есть то, что используется как радиостойкая аппаратура", - отметил вице-премьер.
В.Путин: "То есть это даст нам возможность создать такую структуру, которая успешно бы могла работать и на рынке, и выполнять задачи в рамках гособоронзаказа".
"Владимир Владимирович, сейчас очень много из того, что создаётся в ракетно-космической отрасли, имеет двойное значение. Взять хотя бы систему ГЛОНАСС, которая имеет, безусловно, огромный гражданский рынок, но при этом есть серьёзное оборонное значение. Та схема, которую мы предлагаем и которую Вы тогда поддержали, собственно, направлена именно на реализацию этих задач: сочетание гражданского и оборонного потенциалов",- сообщил Дмитрий Рогозин.
Сформировать "Объединенную ракетно-космическую корпорацию" планируется на базе образованного еще в 1985 году в Москве "НИИ космического приборостроения", занимающегося разработкой бортовой аппаратуры для российских космических аппаратов, а также системы ГЛОНАСС.