Пахлава не даёт покоя кондитерам многих стран
В Турции, Греции, Израиле абсолютно уверены, что именно на их земле появился уникальный рецепт этой сладости.
Ни одного лишнего движения. На то, чтобы убрать муку с ресниц, просто нет времени. Пахлаву в Турции едят тоннами ежедневно. Она - кульминация любой трапезы, поэтому работа кондитера здесь - всегда гонка. Где на финише - миллионы голодных клиентов.
"Мы работаем по 10 часов в день, первое тесто замешиваем в 6 утра. Турки жить не могут без этого блюда, а ведь есть еще и туристы. Вы же приедете домой, и расскажете, как у нас было вкусно", - говорит кондитер Суфи Эркан.
Споры о том, кто первый и когда придумал засыпать слоеное тесто толчеными орехами и залить это сладким сиропом, не утихают до сих пор. Грекам, уверенным в авторстве рецепта, турки отвечают легендой про падишаха Фатиха и его гарем.
"В гареме падишаха были женщины со всего Востока, и чтобы порадовать любимых жен, он приказал своему повару приготовить нечто необыкновенное - блюдо, которое будет таким же сладким, как поцелуй красавицы", - рассказывает легенду владелец кондитерской Омар Эйбоглу.
По-турецки, блюдо называется "баклава", что дословно переводится как "смотри, сладкое"! В Османской империи считалось: хорошая пахлава - обязательно приторная. А вот арабы, жившие по соседству (им тоже приглянулся этот десерт), не смогли отказаться от сахара в чае. Поэтому то же самое блюдо за пределами Турции, например, в израильском Назарете, - совсем не такое сладкое.
Пахлавой из Назарета снабжают целых четыре города. Масштабы промышленные, поэтому не все производство ручное. Кадаиф - тончайшие волокна, которыми потом оборачивают пахлаву. Получаются нити. Сложно представить, что когда-то это делалось руками.
В семье Махрум пахлаву готовят уже четыре поколения. Классическую триаду "тесто-орехи-сироп" - здесь разбавляют ароматными местными специями, патокой, сахарной пудрой, изюмом и медом. Придумывают разные формы и названия. Иногда забавные: например, "дамский животик", иногда поэтичные, как "гнездо соловья".
"Там внутри будут 16 листов тончайшего теста, треть миллиметра каждый, не толще - иначе вкус не тот! А сверху - измельченные орехи и фисташки. Это ювелирная работа", - говорит директор кондитерской фабрики Диаб Махрум.
Степень готовности определяется на цвет. Здесь говорят, настоящая пахлава - золотая, как лучи солнца, восходящего на Востоке.
И, конечно, есть пахлаву нужно прямо из печи. Такая в местных кондитерских - десерт №1. Даже в 35-градусную жару.
Вот только на это блюдо уходят литры топленого масла. Поэтому всем, кто считает калории, на Востоке настоятельно рекомендуют забыть о диете. Говорят, оно того стоит.