Впервые в истории Чеченской республики появилась девушка-пилот
Ей всего 21 год, но она уже успешно окончила летное училище и уверенно управляет лайнером на маршруте Грозный - Москва. Диспетчеры до сих пор не всегда верят, когда слышат приятный женский голос.
Были случаи, когда в ответ звучало "Грозный? Девушка?". К удивлению диспетчеров Ларина Евмурзаева уже привыкла. Ведь женщин-пилотов гражданской авиации не так уж и много, а среди чеченских девушек не было никогда.
Это ее четвертый полет по маршруту Грозный - Москва. Командир судна признается, что до сих пор в его кабине были только мужчины. Но отношение к Ларине на равных.
"Хорошая техника пилотирования, хорошие знания теоретические. Она даже может дать фору многим нашим пилотам. Очень много вопросов. Это хорошо. Чем больше вопросов, тем лучше", - считает командир воздушного судна Анвар Кундетов.
В обычной одежде и платке, хрупкая - по ней не скажешь, что она управляет воздушным судном. Свободное время она проводит, как любая чеченская девушка в кругу семьи. Но в этом доме вместо "как дела?" спрашивают "как слетали?". Отец и двое братьев Ларины - тоже пилоты, их слово и стало решающим.
"Я не уговаривал. Я просто предложил. Она подумала. Поспрашивала у меня, а как, а что. Потом сказала, что согласна", - рассказывает брат Ларины Анзор Евмурзаев.
Для мамы Ларины такое решение не было неожиданностью, дома - что ни разговор, то буквально разбор полетов. И ей, учителю начальных классов, волей-неволей пришлось осваивать азы авиации. Поначалу дочь подумывала то о медицине, то о фотоделе, но поняла, что не ее, и сделала свой выбор.
"Не все были довольны. Мы в первое время даже скрывали это. Когда спрашивали, куда она поступила, мы молчали. Просто не все могли это понять, поэтому мы не афишировали это", - рассказывает Тамара Евмурзаева.
Впрочем, с непониманием Ларина столкнулась не только дома. В летное училище в Саратовской области вначале ее не хотели принимать, до нее там девушки никогда не учились. Но она успешно сдала экзамены. Лишь на следующий год в училище стали набирать уже не только юношей, тогда у Ларины и появились подруги. Помогали родные и двоюродные братья, которые были там же на старших курсах.
"Трудно было. Я не знала, что такое карбюратор. Я не знала, что такое генератор. Для чего это. Какой шурупчик, куда. Всему этому пришлось учиться. Пришлось носить карбюратор с собою домой, чтобы изучить его. Поняла, что справиться можно, выучиться этому можно наравне с парнями-пилотами", - говорит Ларина Евмурзаева.
С родными она видится и на работе - гражданский аэропорт в республике один. Отец Ларины - пилот с 45-летним стажем Хусейн - говорить категорически отказался, мол, не по-чеченски это, "расхваливать" на публику детей.
Засиживаться в кресле второго пилота Ларина не собирается. Ей нужно налетать хотя бы полторы тысячи часов на самолете Як-42, который она пилотирует в настоящее время, на это уйдет несколько лет, и, возможно, тогда она станет командиром воздушного судна.