В Свердловской области налаживают быт переселенцы из Казахстана
Наши соотечественники возвращаются в Россию из-за рубежа. Они готовы жить и трудиться на селе, и единственное серьезное препятствие - гражданство: его приходится ждать годами. Однако уже вскоре процедура может стать проще.
Семья Свиридовых переехала в деревню Катарач из Казахстана, где зарплату в последнее время выдавали лишь мясом и картошкой. Живые деньги глава семейства Виктор, радиомеханик по образованию, видел только, когда подрабатывал на стройках в России. Долго искал свой уголок и нашел в вымирающем селе.
Ворота и калитка заросли крапивой и репьем. Здесь давно никто не живет. Хотя вроде бы крепкий, нормальный дом. И так выглядит примерно полдеревни. Люди стали покидать свои жилища в 90-х, когда развалился колхоз. Сейчас здесь остались только военные - неподалеку полигон, пенсионеры и соцработники, которые их обслуживают.
Перевезти свою большую семью в российскую глубинку Свиридов уговорил и друга. В одиночку, мол, село не поднять. Виктору старенький дом подарили местные жители, Виталий купил свой по соседству за пять тысяч рублей.
"Приехали, посмотрели, в каком состоянии дом - страшно было. Те дома, которые мы там оставили намного лучше, чем здесь. Но все-таки решили попробовать", - рассказывает мигрант из Казахстана Виталий Гангало.
Получить разрешение на временное проживание и арендовать заброшенную ферму помог бывший житель деревни.
"Пришлось на себя оформить индивидуальное предпринимательство, чтобы все было законно в хозяйстве. Чтобы им на работу устроиться, их прописать. Нам нужны мигранты, чтобы поднять село, потому что на теперешний день, мне кажется, своими силами нам не поднять", - считает житель г. Талица Дмитрий Демешкин.
Начиналось все с трех барашков, которых добрые соседи подарили новоселам меньше, чем два года назад. А сегодня хозяйство переселенцев - это отара уже из 370 овец, две лошади, 10 бычков, индюки, куры и гуси.
Главной проблемой, рассказывают фермеры, для них остается отсутствие гражданства, которого по закону придется ждать еще пять лет. Младших детей переселенцев не берут в детский сад. А местные врачи за каждой прививкой и на каждое обследование отправляют в родной Казахстан. Фермеры надеются, что в скором времени заработает региональный проект по оказанию содействия добровольному переселению. Тогда они смогут получить гражданство уже через три месяца.
"Данный проект был согласован и на сегодняшний момент проходит стадию согласования в субъектах РФ. После утверждения проекта программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников эта программа будет работать на всей территории Свердловской области", - заявила заместитель начальника отдела по вопросам гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев УФМС России по Свердловской области Ирина Чубукова.
Восстановить то, что осталось от колхоза, имущество которого на дрова и металлолом уже давно растащили, следить за скотиной, техникой, составлять бизнес-планы - и все это в четыре руки с шести утра до двух ночи. Переселенцы привлекали к работе местных жителей. Но закрепился здесь только один пенсионер. Остальным, говорят фермеры, не хватает профессиональных навыков.
"Ко мне приезжали друзья, мне один человек сказал: "Это ж надо быть полным дураком, чтобы сюда приехать". Я не боюсь этих трудностей, и у меня любовь к земле и желание что-то по-настоящему сделать", - говорит мигрант из Казахстана Виктор Свиридов.
"Зная своего мужа, я думаю, он добьется того, что он хочет, это его мечта. И я как верная супруга пошла за ним", - говорит Татьяна Свиридова.
Виктор и Виталий уже успели получить грант от местных властей в миллион рублей на покупку крупного рогатого скота. Сейчас фермеры изучают рынок и выбирают подходящую породу. Ведь пустующих пастбищ вокруг немало.