Банковская карта есть в бумажнике почти 60% россиян
Такие данные опроса привели специалисты "Левада-Центра".
В основном пластиком владеют жители крупных городов, большинство - с высшим образованием и стабильным доходом. Но к сожалению ещё далеко не все знают правила безопасного использования банковских карт.
Этим пользуются многочисленные мошенники, которые придумывают всё новые способа воровства денег.
Лариса не хочет показывать лицо, неудобно: ее, взрослого человека обвели вокруг пальца аферисты. Все началось с sms-сообщения, присланного якобы от имени ее банка. Мол, проблемы с вашей картой, перезвоните. И номер мобильного телефона. Голос на том конце провода успокоил: сейчас всё исправим, но вы должны нам помочь.
"Был сбой в системе, сказали, какое-то большое количество карт, которые заблокированы, что они ведут большую работу по разблокировке, мне надо обязательно срочно этим заняться. Я пошла к банкомату", - рассказывает пострадавшая Лариса.
Вставив карточку в банкомат, Лариса точно выполнила все инструкции, продиктованные по телефону. И тут же увидела, как с карточки пропала приличная сумма.
"Я говорю: так у меня же деньги уходят, снимаются с карты! Он говорит: "Так и надо, когда все уйдет, я наберу код, и все восстановится", - говорит она.
Ничего не восстановилось. И код, и сам технический сбой был лишь выдумкой мошенников, маскирующий простую операцию по переводу средств с карточки на чужой счёт. Этот перевод Лариса совершила собственными руками.
Технология мошенничества проста, если не сказать - примитивна. Она рассчитана на то, что владелец карточки будет беспрекословно выполнять то, что им диктуют, в надежде спасти собственные деньги. И действительно: даже тогда, когда вроде бы нужно задуматься - например, о том, зачем для разблокировки карты заходить в раздел "платежи и переводы", - люди чаще всего просто выполняют инструкции, не задавая лишних вопросов.
"Когда человек попадает в стрессовую ситуацию, ему очень важно знать, что дальше делать, какой будет его следующий шаг. Тогда у него есть ощущение, что он справляется с ситуацией. И что делают мошенники: вводят человека в стресс и потом дают ему четкие указания - что он должен делать", - говорит психолог Елена Суслова.
Есть ролик, который широко разошелся по интернету. Жертва мошенников оказалась им не по зубам. Молодой человек записал весь свой разговор с телефонными аферистами и выложил его в сеть.
"Никогда не говорите номер своей карты. Никогда не говорите остаток на своей карте. Никогда не говорите о вашем кредитном или дебетовом лимите. Все очень просто: когда вы обращаетесь в банк, вы знаете куда обращаетесь, когда вам звонят - вы не знаете, кто вам звонит", - предупреждает руководитель главного управления систем рисков и безопасности коммерческого банка Салават Исмагилов.
На обороте каждой банковской карты есть телефонный номер. Он и только он предназначен для решения любых проблем, возникших между банком и держателем карты. Еще надежнее придти в офис банка самому. Именно так поступила Наталья Тулякова, когда ей сообщили - якобы из службы клиентской поддержки - о списании с карточки всех денег, и тоже предложили решить проблему через банкомат.
"Мне сказали, что будет возврат списанных средств, но поскольку там было всего 1700, а я ждала гостей в свой День Рождения, то я, естественно, туда не пошла по первому звонку", - говорит Наталья Тулякова.
Вернуть деньги, которые уже ушли мошенникам, не сможет не один банк, ведь клиент сам подтвердил списание денег с карты. Хотя большинство банков и имеют технологии отслеживания подозрительных операций. И если какой-то платеж показался системе странным, карту немедленно заблокируют - теперь уже по-настоящему.
"Обычно клиент не переводит на мобильный телефон больше 50 тысяч рублей, или 100 тысяч рублей. Это же очевидно. Тысяча, две, даже пять тысяч - ну, нормально. Пятнадцать уже подозрительно", - говорит руководитель главного управления систем рисков и безопасности коммерческого банка Салават Исмагилов.
Так что осторожность, и даже подозрительность в том, что касается банковских карт, - самое эффективное оружие против аферистов. А настоящие сотрудники банков не только не обидятся на недоверчивость, скорее, даже ее одобрят.