На авиасалоне МАКС-2013 впервые будет продемонстрирован новый истребитель Су-30СМ
На подмосковном аэродроме Жуковский завершаются последние приготовления к международному авиакосмическому салону МАКС-2013. В этом году он станет рекордным - свою продукцию представят 44 страны. Особый интерес вызывает российский самолёт - Су-30СМ.
Недавно прошли лётные испытания и вскоре эти боевые машины начнут поступать в наши ВВС. Многие специалисты называют этот истребитель совершенным. Широкой публике он будет представлен впервые. Но съёмочной группе Первого канала ещё до официальной презентации удалось увидеть, что может в небе этот уникальный самолёт.
Он только набирает высоту и сразу крутится вокруг своей оси - знаменитая бочка. Но то, как этот самолёт летит дальше, уже ни на что не похоже. Стоя на хвосте, практически зависнув в воздухе, или словно падает на огромной скорости, но вдруг выравнивается и вращается по спирали. В небе - новый российский сверхманёвренный истребитель – Су-30СМ, и эту лётную программу вряд ли повторит какой-либо другой самолёт в мире.
На аэродроме в Жуковском Су-30СМ в центре внимания. Каждый день по несколько вылетов, проверки всех систем. Снимать кабину изнутри запрещено, машина напичкана современной электроникой и бортовыми комплексами, каких на вооружении России ещё не было. Теперь на огромных расстояниях можно обнаруживать одновременно больше 10 целей в воздухе, на земле, воде, и вести огонь сразу по всем на самых невероятных виражах. Двигатели - с управляемым вектором тяги - сопла вращаются, с такими истребитель выполняет манёвры даже на околонулевых скоростях. Умная система управления, которая практически не даёт пилоту сделать ошибку, и умное катапультирование.
"Когда система определяет, что вниз головой, то есть вверх ногами, то она понимает и даёт силу отстрела меньше, то есть успевает раскрываться парашют, а когда не было определения, она выстреливала точно так же, как вверх, так и вниз, так и в бок", - рассказывает лётчик-испытатель, герой Российской Федерации Вячеслав Аверьянов.
Как говорится, две головы лучше, чем одна. Если раньше двухместные истребители были больше для обучения, то здесь можно действительно работать в команде. Оба пилота и целятся, и стреляют, и могут в любой момент поменяться местами. Просто возможностей у этого самолёта столько, что одному с ним, пожалуй, не совладать.
Манёвры, навигация, бой - обязанности в воздухе между собой разделяют Вячеслав и Евгений Аверьяновы - отец и сын. Вячеслава Аверьянова называют "нянькой сушки", он первый пилот, который поднял в воздух Су-30МКИ - истребитель, ставший сенсацией мировых авиасалонов, со своим четвёртым поколением в учебных боях он просто не оставлял шанса американским Ф-35 пятого поколения. Но этот российский самолёт и все его дальнейшие модификации поставлялись исключительно за рубеж: в Индию, Алжир, Малайзию, Китай. И только Су-30СМ, модернизированный, доработанный, впервые на службе наших ВВС. Вячеслав Аверьянов уже с сыном, который не пошёл по стопам отца, а буквально полетел, представят новый истребитель во всей красе.
"Мы должны показать эту машину, для нас это очень дорого, потому что это машина для наших Военно-воздушных сил", - отмечает лётчик-испытатель, герой Российской Федерации Вячеслав Аверьянов.
Программу для авиасалона МАКС-2013 они помнят досконально, в каждую свободную минуту отрабатывают, используя подручные средства. За несколько минут Су-30СМ выполнит порядка 20 фигур высшего пилотажа, маршрут невероятный - резкие развороты, петли, горки, самое удивительное, что на это способна серийная модель, ничего специально для выступления не улучшали, таким самолёт и поступит на вооружение в наши ВВС.
После каждого полёта первый Су-30СМ для российского неба на земле и встречают, что называется, как родного. Детали зачехляются, авиатехники с этого грозного оружия разве что пылинки не сдувают.
До конца этого года в ВВС поступит эскадрилья из 14 самолётов, всего же до 2015 года российская армия ждёт 60 новых сверхманёвренных истребителей.