Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Однако, здравствуйте!
То, что происходило в аэропорту тихой Вены, можно назвать публичным самоубийством европейских суверенитетов.
Самолет боливийского президента Эво Моралеса, возвращавшегося домой из Москвы, совершил по сути принудительную посадку в Вене после того, как власти Португалии, Франции, Испании и Италии закрыли для него свое воздушное пространство. Президент Боливии был задержан в аэропорту на 12 часов, в ходе которых был произведен обыск самолета, не давший искомого результата. Таковым результатом должно было быть обнаружение беглого сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, к поимке которого любой ценой стремятся Соединенные Штаты.
Забавно, что именно венская полиция замочила Венскую конвенцию о дипломатических иммунитетах. До сих пор захват посольств был уделом дикарей. А захват президентского самолета - это то же, что и захват посольства. Можно себе представить, как американцы надавили на своих сателлитов, чтобы те, прогнувшись ниже плинтуса, напрочь забыли все известные нормы международного права. Да и собственные вроде как интересы. Особенно смешно на фоне этой браконьерской охоты на Сноудена выглядят натужные заявления европейских лидеров, возмущенных разоблаченной Сноуденом американской прослушкой. Вот если кто-то еще допускал мысль, что у сателлитов бывает суверенитет, то теперь эти ребятки сами постарались развеять всякие иллюзии.
Из мультфильма "Маугли":
- Стойте, разве Ширхан — вожак стаи? Или Вы шакалы, чтобы перед ним пресмыкаться?
- Молчи, человеческий детеныш!
- Что-то здесь запахло падалью.
Вообще феномен Сноудена крайне, на наш взгляд, мало продуктивный с точки зрения какой-либо новой информации, чрезвычайно поучителен с точки зрения разоблачения политкорректных мифов об образцовой западной демократии перед лицом наиболее наивной и инфантильной части общества. Потому как трудно поверить, чтобы человек в здравом рассудке действительно сомневался, что американские спецслужбы сканируют интернет и прослушивают иностранных лидеров при любой возможности. Американцев, кстати, можно понять: для них Сноуден - это не ботаник-правдоруб, а предатель, имевший доступ к самому сердцу секретной информации. Но это их проблемы. Нам Сноуден ничего дурного не сделал ни с моральной, ни с правовой точки зрения.
"Спецслужбы Соединенных Штатов носят глобальный характер. Работают глобально. У них есть и свои какие-то ведомственные интересы. У юристов есть такое понятие "эксцесс исполнителя": поручаешь кому-то подсматривать, а они подслушивают; пошлешь подслушивать - они подглядывают. Поэтому пусть коллеги сами между собой разберутся, кто из них прав, кто виноват и как с этим бороться", - сказал Владимир Путин.
То есть, при всем сочувствии к американским коллегам, уж извините: ничем не можем помочь. А что касается международного права и безопасности перелетов... Ну, в Латамерику теперь, наверное, лучше летать через Сибирь. Мало ли кому и перед кем еще в просвещенной Европе придет мысль прогнуться?!
Однако, до свидания!