Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
9 июня 2013, 21:30

Эксклюзивное интервью Сергея Собянина программе «Воскресное Время»

Почему московский градоначальник выбрал выборы Первый канал решил узнать из первых уст, а заодно и подвести итог работы Собянина и его команды. Встречу назначили в одном из обычных московских дворов, неподалеку от телецентра.

- Вас ведь нельзя заподозрить в том, что вы любите избирательные кампании, судя по вашему карьерному пути. Почему вы сейчас решились вдруг уйти в отставку и идти на выборы?

С.Собянин: "Ну не вдруг на самом деле, а впервые, кстати, за десять лет в этом году представилась возможность москвичам избрать своего мэра. А лично для меня это важно еще и потому, что мы в городе разворачиваем огромное количество программ и не всегда бесконфликтных, кстати. Но это серьезные программы, программы такого глобального, мирового уровня: строительство метрополитена, реконструкция дорог, общественного пространства и так далее. И все эти программы, конечно, должны быть еще и политически подкреплены мнением жителей. Как это решить без выборов? Практически невозможно!

- Западные журналисты то, что вы сделали, этот ваш маневр с отставкой, называют скрытым маршем. Ваши конкуренты говорят, что лето они не успеют подготовиться к избирательной кампании, и они оказались в неравных условиях. Вот что вы им ответите на это?

С.Собянин: "Невозможно к этой должности подготовиться ни за месяц, ни за три, ни за полгода, ни за год. Это готовиться надо всю жизнь. Надо пройти хоть какой-то путь руководителя, поруководить хотя бы маленьким районом, городом, округом, а уже потом претендовать на такую должность. Потому что, мне кажется, когда человек вообще никогда ничего не делал, ничем не руководил и не управлял, и он претендует на эту должность, мне кажется, это даже какое-то неуважение к городу, к москвичам".

 

"У нас хорошо. Мы вот за вас переживали", - говорит местная жительница.

С.Собянин: "Почему? А что за меня переживать?"

Местная жительница: "Когда узнала, вдруг в отставку вы ушли. Что такое - в отставку? Только начали работать, наработали и сбежали".

С.Собянин: "Мне вчера дочь позвонила и спрашивает, что такое случилось, почему ты ушел в отставку, что произошло".

Местная жительница: "Нет, мы уже уяснили".

С.Собянин: "Да, слава богу. А как у вас во дворе всё происходит? Вот не в целом, а во дворе какие-то перемены происходят?"

Местная жительница: "Вы понимаете, сейчас это заметно, Просто не хочешь хвалить, а как не похвалишь, когда детские площадки такие прекрасные, когда у нас прекрасная народная тропа".

- А дорого вот это всё встало жильцам?

Местная жительница: "Жильцам, наверное, ничего не стало. С меня денег никто ничего не берет".

С.Собянин: "Благоустраиваем все дворы Москвы. Благоустроили более 6 тысяч дворов, шесть тысяч новых объектов, создали межквартальные новые игровые городки за счет города. Никто ни за что не платил".

 

- Если мы берем за основу европейский мегаполис, то в нем в каждом районе есть удобства шаговой доступности, что разгружает центр города.

С.Собянин: "У нас в центр едут в основном за работой. Около двух с половиной миллиона человек едут только в центральную часть города. Потому что здесь проживает всего 700 тысяч. Мы запретили в центре города строить большие офисы, расторгли десятки и сотни контрактов на миллионы квадратных метров. Ну даже там, где уже невозможно остановить строительство, ведем разговоры с инвестором, чтобы они вместо офисов в центре строили апартаменты, гостиницы, жилье".

- Децентрализация города. Насколько было вообще сложно сломать эту систему?

С.Собянин: "Очень сложно. Мы прошли сотни судов, мы вынуждены были принять поправки к федеральному законодательству, что было чрезвычайно непросто. Мы прошли этот путь. Несмотря на то, что мы сейчас так же продолжаем находиться в судах с инвесторами, основную массу проблем мы все-таки решили. Расторгнуто 11 контрактов на 11 миллионов квадратных метров жилья, это на 50 миллиардов долларов. Если бы это всё было построено в городе, его просто бы похоронили этими огромными бизнес-центрами, торговыми центрами, которые практически во дворах жилых застроек предполагалось строить".

 - А вот объясните мне, кстати, вот я не очень понимаю эту идею, объясните мне про слияние школ.

С.Собянин: "В Москве вообще около трех тысяч учебных заведений было. Это три тысячи директоров, три тысячи бухгалтеров, три тысячи кассиров, тысячи завучей и так далее. Но на самом деле многие школы находятся чуть ли не в одном дворе. Они разделены железной решеткой. Ну это совершенно бессмысленно. А когда они сливаются в единые образовательные центры, за счет этого у учителей растет хорошо зарплата. Сегодня заработная плата учителей в городе Москве составляет около 64 тысяч средняя. Это хорошая зарплата, значительно выше, чем средняя зарплата по городу. Учителя никогда в истории Москвы не получали такую зарплату. И это дает качество обучения, а не количество директоров и завучей".

- А что с льготами для москвичей, они сохраняются?

С.Собянин: "Различными льготами охвачено около трех миллионов москвичей. Это и многодетные".

- То есть почти каждый третий, почти каждый четвертый?

С.Собянин: "Почти четвертый, да. Это ветераны труда, ветераны войны, инвалиды и так далее. Но что очень важно: важно непросто раздать деньги всем и поровну. А важна все-таки адресная поддержка, адресная поддержка тех людей, которые больше всего нуждаются в помощи. Поэтому мы в последние годы начали двигаться именно в сторону адресной поддержки, развивать эти формы адресной поддержки. В чем они заключаются? Ну, например, в 11-12-м году мы провели обследование ветеранов войны. Выяснили, где они живут, какие проблемы, чем им конкретно можно помочь, каждому конкретному, особенно одинокому ветерану, что ему нужно. В этом году мы ведем индивидуальное обследование всех инвалидов первой группы. Мы уже практически две трети провели обследование, узнали какие проблему у них есть, в чем они нуждаются".

 

"Сергей Семенович, я здесь давно живу и все это видела, видела, как это преображалось. И вы знаете, здесь такая красота", - говорит местная жительница.

С.Собянин: "А что здесь раньше было?"

- Мусор и все, а теперь прямо Версаль.

- А у нас возле дома были деревья, детская площадка, а теперь строят точечные застройки.

С.Собянин: "К сожалению, да".

- Вот еще большая просьба с поликлиниками. Приходится в очередях по три часа, а то и четыре.

С.Собянин: "Я знаю. Мы в этом году создаем специальную программу по строительству поликлиник. И там, где поликлиники перегружены, будем строить дополнительно".

- И врачей не хватает у нас. Некоторые врачи на двух участках работают.

С.Собянин: "Да. Сейчас мы повысили им зарплату. И будем дальше повышать зарплату. Будем повышать зарплату, чтобы сюда шли все больше людей".

- Вы знаете, Сергей Семенович, уже вот видится некоторые изменения положительные, честное слово. Вот эта запись автоматическая.

С.Собянин: "Да. Электронная запись. Кстати, она работает?

- Работает. И позвонить можно, и записаться. Это уже не надо в шесть утра стоять на крыльце и ждать талончика. Это уже ощущается.

"Специалисты есть не все. Отсылают в Бибирево, в иные какие-то районы", - жалуется еще одна местная жительница.

- В Бибирево?

- Ну да, в другие поликлиники, прикрепленные к другим районам, но какие-то основные есть. Но, конечно, с моего детства она не изменилась, то есть в модернизации она нуждается.

- А детские сады?

С.Собянин: "У нас каждый год сейчас рождается 120-130 тысяч детей. А раньше это было 80-90, на 30-50 тысяч больше стало рождаться, и у нас, конечно, заполняемость садов выросла где-то на треть, там с трех миллионов, с 300 тысяч до 420. Такое напряжение для города, но приятное".

 

- Вот едем абсолютно свободно. Это для нас с вами?

С.Собянин: "Честно говоря,не знаю, может быть".

- Вы в пробках вообще бывали?

С.Собянин: "Слушайте, конечно, я же по городу езжу. Не по небу летаю".

- А что делать?

С.Собянин: "А что делать? Делать то, что во всех европейских городах в свое время было сделано. Это развивать общественный транспорт и наводить порядок с парковочным пространством. Вы не увидите ни в одном европейском городе хаотично припаркованные машины, там, где им вздумалось, в один ряд, в два ряда, в три ряда. А проблема даже не в пешеходах, а в самих автомобилистах".

- А вот скажите по поводу парковочного пространства. Вот сделаны на Бульварном кольце парковки платные. В Европе везде это сделано для того, чтобы город разгрузить. То есть они платные в те часы, когда машин много. А у нас парковки платные круглосуточно. Насколько продумана эта мера?

С.Собянин: "Если мы сделаем бесплатную парковку в центре города ночью, то жителям просто негде будет припарковаться, так как у нас город живет круглые сутки. Давайте, мы посмотрим, как он будет работать. И потом мы сделаем следующий шаг. Вполне возможно, что мы разрешим ночью парковаться, как, собственно, мы разрешили по выделенным полосам ездить в выходные дни. Вначале же этого не было".

- Москва строится, Москва переделывается. Рабочая сила для этого нужна огромная и это мигранты. Без этого уже не справляется ни один европейский мегаполис. Вы говорите, что мигранты должны применяться только как сезонная рабочая сила, особенно мигранты из Средней Азии. Каким образом в этой ситуации не прослыть ксенофобским городом, с одной стороны? И с другой стороны, ограничить миграцию, побороть в ней коррупцию и систематизировать вообще этот вопрос? Что нам делать?

С.Собянин: "Конечно, надо учиться вместе жить, но при этом все должны выполнять правила установленные в нашей стране. Если человек приезжает, ведет себя как попало, совершает преступления, не работает, нарушает правила миграционного учета. Что к нему нужно делать? Его целовать за это надо? Нет. Его надо наказывать и делать так, чтобы он второй раз в эту страну уже не въехал. А другого варианта нет. Мы можем, конечно, пойти по варианту европейских городов, когда начнем ассимилировать огромное количество мигрантов, у которых вообще другая культура, другой язык. Ну и что мы получим? Какие-то гетто получим национальные, разгромленные районы, сожженные машины. Я думаю, что никто из москвичей такого сценария себе не представляет и не хочет.

- А каким образом нам решить проблему, скажем, мигранты приезжают сюда. Они привозят семьи. Их дети идут в школы. Их там они сами пользуются поликлиниками и тому подобное. То есть они оказываются в результате бременем на социальную систему города.

С.Собянин: "Они должны платить те же налоги, которые платят российские граждане. А в значительной степени проблема мигрантов обусловлена тем, что мигранты платят меньше, чем россияне. Они пользуются всей социальной инфраструктурой, пользуются больницами. Причем в большей степени даже чем россияне, москвичи. Почему? Потому что они попадают по скорой помощи с запущенными медицинскими случаями, которые требуют серьезной операции, серьезного вмешательства хирургического. И это наиболее затратные вещи.

- Сергей Семенович, мы на Ходынском поле. Это вновь строящаяся станция метро. Я специально вас сюда привезла, чтобы посмотреть, кто и как здесь строит. На ваш взгляд, насколько быстрое строительство качественное?

Собянин: "Действующие ветки метро дико перегружены. По перегрузке метро мы уже приближаемся к токийскому метро. Если ничего не делать, то мы переплюнем и японское метро по загруженности. Невозможно будет войти в вагон, хотя и сейчас уже в часы пик это является проблемой. На ремонтные работы у метрополитена остается шесть часов ночного времени. Мы дело имеем с сотнями километров линий, которые проложены Бог знает когда, 70-60-50 лет тому назад. Но, тем не менее, по количеству аварий их не так много в метро происходит. Да, случаются такие, как на этой неделе. Но в целом метро функционирует очень неплохо. В советский период строительство метрополитена практически прекратилось".

- Почему?

Собянин: "По разным причинам. Говорили о том, что денег нет, возможностей нет и так далее. Мне кажется, здесь вопрос не в деньгах, а вопрос в приоритете, что считает город для себя приоритетом".

- То есть у ваших предшественников денежек не было, а у вас они оказались?

Собянин: "У меня этих денежек еще меньше, чем у них, но я считаю, для нас приоритетом строительство метро, и мы концентрируем ресурсы для того, чтобы исправить ту сложнейшую, одну из самых сложнейших ситуаций с транспортом в городе".

- Куда идет эта ветка, к чему здесь строят? Это же Ходынское поле, здесь же есть рядом станция.

Собянин: "Это новая кольцевая линия. Вы знаете, что в Москве единственная кольцевая линия, которая страшно перегружена и не справляется с пассажиропотоком. Сейчас мы строим новые линии и подхватываем новых пассажиров".

- На схеме метро появится еще одно кольцо?

С.Собянин: "Еще одно кольцо, даже два. Вот эта новая кольцевая дорога метрополитена, которая строится, видите, она уже в полномасштабной стройке идет, это как раз перегон от Нижней Масловки до Ходынки, десять километров. Такие же сегменты будут дальше строится и закольцовываться новые пересадочные. Таким образом количество пассажиров, которые будут пересаживаться в центре города, уменьшится на процентов 15-20".

- А насколько далеко это кольцо будет расположено от предыдущего?

С.Собянин: "Там есть разные расстояния. На севере оно более приближено к центральной части, на юге - немножко дальше. С чем это еще связано? Потому что мы строим еще один пересадочный контур, но наземный. Называется малое кольцо железной дороги. Слышали о таком названии ? Это кольцо, которое обслуживало промзоны, по которым ходили грузовые поезда. Сейчас мы полным ходом приступаем к строительству по сути дела наземного метро. Таким образом в течение нескольких лет Москва получит еще два пересадочных контура, два кольца. Строится еще 250 километров новых железнодорожных линий, по которым будут курсировать пригородные электрички, так как курсируют сегодня поезда метро, в течение каждых пяти минут, достаточно комфортные поезда. Этот проект должен быть реализован уже к 18 году, и сегодня уже по ряду направлений идет интенсивное строительство, в частности в Куркино, в сторону Зеленограда через Химки и ряда других направлений".

Битва за кресло мэра еще не началась, но о желании участвовать в ней уже заявили более десятка человек. Среди них - лидер "Яблока" Митрохин, оппозиционеры Алексей Навальный и Сергей Удальцов, и кандидаты от каждой из парламентских партий. "Гражданская платформа" Михаила Прохорова тоже обещала быть, но пока непонятно, кого отправят на выборы - самого Прохорова или его старшую сестру Ирину.

По данным опроса фонда "Общественное мнение", если бы выборы прошли сегодня, то 46 процентов москвичей выбрали бы Собянина. А среди тех, кто собирается пойти на избирательные участки, процент еще выше - 61.

За Прохорова, если он пойдет на выборы, проголосуют 9 процентов жителей. 6 процентов - у эсера Хованской, 3 - у коммуниста Мельникова, и по 2 процента - у ЛДПРовца Лебедева, яблочника Митрохина и оппозиционера Навального.

Читайте также: